Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Вопросы для повышения квалификации

Вопросы для повышения квалификации

Вопросы для повышения квалификации

Повышение квалификации педагогических работников


Для начала определимся с основными понятиями, связанными с вопросами повышения квалификации. В ч 2. ст. 10 «Структура системы образования» «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)». В свою очередь (ч.6 ст.10 Закона) дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ст.12 Закона).

Таким образом, делаем вывод, что повышение квалификации (как и профессиональная переподготовка) — один из видов дополнительного профессионального образования, в рамках которого, в частности, осуществляется удовлетворение образовательных потребностей человека в профессиональном совершенствовании, не сопровождающееся повышением уровня образования.

В связи с этим, сразу же акцентируем внимание на том, что прохождение курсов повышения квалификации и (или) переподготовки допустимо лишь только при наличии определённого уровня образования, но при этом само по себе успешное прохождение программы дополнительного профессионального образования никак не повышает уровень образования работника, т. е. если работник имеет степень бакалавра, то прохождение, например, программы профессиональной переподготовки не «превратит» его в магистра.

К сожалению, но такие заблуждения встречаются очень часто. Дополнительному профессиональному образования посвящена статья 76 Закона. Согласно п. 1 ст. 76 Закона дополнительное профессиональное образование способствует профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Квалификация работника — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Закона). В чём же отличие между «повышением квалификации» и «профессиональной переподготовкой»? Наши читатели очень часто задают вопросы — когда нужно проходить переподготовку, а когда повышение квалификации.

Руководствуясь всё той же 76 статьёй Закона, ответим на этот вопрос.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Таким образом, если в образовательную организацию трудоустроился работник, который имел высшее профессиональное образование (непедагогическое) по специальности «Химия» и ведёт учебный предмет «Химия», то при наличии возможности такому работнику целесообразно пройти профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика», чтобы в последующем не возникало никаких проблем при аттестации на квалификационную категорию. Очень часто можно встретить следующий вопрос: «Может ли педагогический работник подавать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории, если его образование не соответствует направлению подготовки, предусмотренному квалификационной характеристикой по соответствующей должности?

Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование, претендовать на установление высшей квалификационной категории?». Ответ на данный вопрос: «Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации.

Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации.

При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы». Порядок аттестации педагогических работников регулируется приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 (некоторые вопросы аттестации педагогических работников были рассмотрены в выпуске от ).

Повышение квалификации педагогического работника — чьё право и чья обязанность? Из пп. 2 п. 5 ст. 47 Закона следует, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Указанное право, в частности, реализуется посредством обучения педагогов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.

В соответствии с п. 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (Порядок утверждён ) реализация данного права осуществляется на основании договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Внимание руководителя!

Если Вы оплачиваете повышение квалификации и (или) переподготовку за счёт бюджетных средств, то в первую очередь обратите внимание на то, чтобы работник имел право претендовать на обучение по той или иной программе, т.

к. при отсутствии основания (наличие необходимого уровня образования у работника, права на прохождение повышения квалификации за счёт средств работодателя) может повлечь за собой ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

Например, работник (документовед) был направлен на курсы повышения квалификации, связанные с информационной открытостью образовательных организаций, т. к. отвечает за вопросы ведения официального сайта образовательной организации. А теперь ответьте сами себе на вопросы: является ли документовед педагогическим работником и мог ли его работодатель за счёт средств бюджета направить на курсы повышения квалификации?

Не допускаете ли Вы, уважаемый руководитель образовательной организации, такой ситуации? К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются (п.3 с.76 Закона): 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 25.10.2013 № 1185. В договоре указывается наименование дополнительной образовательной программы, а именно программы повышения квалификации.

, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 124 от 23.03.2015 (далее — Письмо № 08–415/124) приведены разъяснения о реализации в организации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование.

В нём указано, что право этих работников на повышение квалификации реализуется путём заключения договора между ними и работодателем (ч. 2 ст. 197 ТК РФ). В договоре, в том числе трудовом, к примеру, могут содержаться: 1. Обязанности работодателей по обеспечению реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к уровню квалификации педагогических работников, к непрерывности их профессионального развития путём освоения дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, по предоставлению в соответствии со ст.

187 ТК РФ гарантий и компенсаций работникам, направляемым на повышение квалификации.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем педагогических работников на повышение квалификации с отрывом от работы за ними должны сохраняться место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Педагогам, направляемым на повышение квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 168 ТК РФ). В частности, оплачиваются: — расходы по проезду; — расходы по найму жилого помещения; — дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); — иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются: — для работников федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства РФ; — для работников государственных учреждений субъектов РФ и работников муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

также разъясняется: в том случае, когда право работника на повышение квалификации, закрепленное в договоре, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, работник может обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (в комиссию по трудовым спорам, суд) либо федеральную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на повышение квалификации.

Если работник направляется работодателем на повышение квалификации, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то работник вправе отказаться от повышения квалификации. 2. Обязанности педагогических работников по освоению программ повышения квалификации при условии направления их работодателями с обеспечением гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Если педагогический работник решил воспользоваться своим правом на прохождение курсов повышения квалификации, то он не вправе без уважительных причин отказаться от повышения квалификации, проводимой в течение учебного года без отрыва от основной работы.

Отказ педагога от повышения квалификации в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором обязанностей.

За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст.

192 ТК РФ. Сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (п.

11 ст. 76 Закона). Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации — 16 часов (п. 12 ). Внимание! Согласно п. 19 Порядка № 499 освоение дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией, осуществляющей обучение, самостоятельно. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по освоению педагогическими работниками дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (п. 3 ст. 60 Закона). На основании вышеизложенного организацию и проведение краткосрочных семинаров, тренингов, если их объём меньше 16 академических часов или их объём более 16 академических часов, но итоговая аттестация не предполагается в связи с краткосрочностью программы, нельзя рассматривать как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.

Вывод! Круглые столы, конференции, дистанционные курсы и иные обучающие семинары по итогам которых педагогическим работникам выдаются сертификаты, дипломы, но не удостоверения о повышении квалификации, никакого отношения к повышению квалификации не имеют, следовательно, не могут позиционироваться во всевозможных документах-преставлениях (например, портфолио для аттестации на квалификационную категорию) как документы, подтверждающие повышение квалификации. Итак, повышение квалификации — это право педагогического работника; обязанность работодателя!

Кто платит? Педагогический работник, воспользовавшийся своим правом на дополнительное профессиональное образование, должен понимать, что обучение оплачивает работодатель (или Учредитель работодателя). Расходы на повышение квалификации педагогических работников бюджетных и автономных образовательных учреждений могут покрываться за счет:

  1. субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  2. средств, полученных от приносящей доход деятельности.
  3. целевой субсидии;

привёл разъяснения по поводу использования средств субсидий для оплаты повышения квалификации педагогических работников.

Использование средств той или иной субсидии на покрытие таких расходов ведомство связывает с их разовым или постоянным характером. По мнению финансистов, источником финансового обеспечения расходов учреждения, связанных с приобретением услуг по обучению на курсах повышения квалификации, может быть:

  1. субсидия на покрытие нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках государственного (муниципального) задания, если расходы на повышение квалификации носят постоянный характер.
  2. субсидия на иные цели, если проведение указанного мероприятия не носит постоянного ежегодного характера;

Расходы на повышение квалификации сотрудников казённых учреждений покрываются за счет выделенных им на эти цели лимитов бюджетных обязательств.

Подтверждением произведенных расходов на оплату услуг по повышению квалификации могут служить следующие документы:

  1. акт об оказании услуг.
  2. договор с образовательной организацией;
  3. учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений;
  4. приказ руководителя о направлении педагогического работника на обучение;
  5. удостоверение о повышении квалификации;

В Письме № 08–415/124 сказано, что работодатель не вправе обязывать педагогических работников проходить обучение по повышению квалификации за счёт их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

  1. Автор — Звягин Александр Сергеевич
  2. 15.05.2017

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

www.paradigma.science УДК 331 Сладкова Т. С. К вопросу о повышении квалификации работников предприятия Аннотация.

В статье рассматривается специфика организации процесса повышения квалификации работников предприятия: нормативно-правовая база, многообразие форм проведения учебных занятий, а также вариативность активных | методов) современного: повышения!

квалификации. Ключевые слова: I повышение! квалификации методы! обучения,!

формы! организаци повышения квалификации.

В современных условиях рынка труда существует объективная необходимость в непрерывном совершенствовании подготовки работников, освоении ими новыми трудовыми приемами.

Одним из видов дополнительного профессионального образования является повышение квалификации.

Для определения сущности понятия «повышение квалификации» рассмотрим данное понятие с разных точек зрения. Под] повышением! квалификации! рабочих понимается I «обучение,I призванное последовательно совершенствовать!

их! профессиональные! и| экономические! знания,! умения! и! навыки,! повышать!

мастерство! по! имеющимся профессиям»[5].

Оно предполагает! постоянное! обновление! их теоретических и практических знаний в соответствии с ежедневно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Об этом говорится в п. 7 Типового положения об образовательном!

учреждении! дополнительного! профессионального I образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением! Правительства РФ от! 26.06.1995 № 610. А.С. Афонин и А.Я. Кибанов рассматривают понятие «повышение квалификации» как подготовка кадров, включающую совершенствование профессиональных компетенций в связи с!

повышением! в должности или изменениями квалификационных требований к профессии [2, с.35].

С точки! зрения Е.А.! Власовой, «повышение! квалификации — это| обучение работника с целью углубления и совершенствования имеющихся! у| него! профессиональных! знаний,I необходимых для! его! работы» [3, с.17]. По определению И.И. Кельперис, «повышение квалификации — это взаимообусловленный процесс, оказывающий влияние как та эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала компании» [4, с.113].
Кельперис,

«повышение квалификации — это взаимообусловленный процесс, оказывающий влияние как та эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала компании»

[4, с.113].

Електронно научно списание ^^ «Парадигма» 2020, №2 ИШШШ www.paradigma.science Анализ!

научной литературы по| рассмотрению I данного! понятия I позволяет выявить! определенную закономерность:I процесс!

повышения квалификации характеризует системность и динамичность; базисной целью является повышение уровня теоретических знаний, практических навыков и умений работника, — что является для него некоторым открытием в получении новых возможностей для своего профессионального! роста.! Кроме! этого,! повышение!

квалификации! одновременно служит важнейшим инструментом организации по достижению стратегических целей. Рассмотрим некоторые нюансы при организации процесса повышения квалификации работников предприятия. В первую очередь обратимся к нормативно-правовым документам, регулирующим данный процесс.

Согласно! ч. 4! ст. I 1961 Трудового!

кодекса I «работодатель! обязан! направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности» [8,с.220].

Необходимость профессиональной! подготовки! и! переподготовки! кадров! для собственных нужд определяет работодатель (ч.

1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч.

2 ст. 196 ТО РФ). Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен! обеспечивать возможность! достижения планируемых результатов и получения новой компетенции, которая заявлена в программе. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов.

Повышение! квалификации работников может! проводиться: I сI отрывом от работы (внешнее обучение); без отрыва от работы (внутреннее! обучение); с! частичным! отрывом!

от| работы! (служебные! командировки, стажировки и др.); по индивидуальным формам обучения. В зависимости от уровня организации процесса подготовки кадров, целевой аудитории, объема новых знаний и сроков обучения, степени связи с практической и профессиональной деятельностью повышение квалификации может!

быть! организовано по-разному [6].

ПАРАДИГМА www.paradigma.science Рисунок 1.

Наиболее распространенные формы повышения квалификации работников I Представленное многообразие видов и форм повышения квалификации I работников (рис.1)| позволяет! организации выявить I наиболее подходящий в определенный момент времени и при сложившихся! условиях! вариант. Следует учитывать, что I положительный!

эффект во многом зависит и от выбранных методов, используемых в процессе повышения! квалификации работников. Активными методами внутреннего обучения являются: — включение обучаемого в процесс деятельности другого человека — баддинг (от buddying — «партнерство»); — наблюдение за| процессом!

работы! — I шэдуинг (от shadowing -I «бытие тенью» ); — стажировки, ротации-секондмент (от secondmend -«командирование»); — целенаправленная передача опыта —I наставничество (mentoring); — раскрытие потенциала личности обучаемого — коучинг (coaching); — сопровождение! процесса обучения,1 обсуждение! опыта переноса! полученных знаний в реальную практику — тьюторство (tutoring) [7].

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Следует отметить, что метод баддинг существенно отличается от наставничества и коучинга, поскольку участники в таком случае равноправны как по статусу, так и по функциональным обязанностям. Задача метода в обратной связи, предоставляющей информацию о действиях, решениях того работника, к которому прикреплен партнер [7].

Проведение повышения квалификации внутри самой организации, так называемое внутреннее обучение, имеет ряд преимуществ.

Во-первых, оно более рентабельно, во-вторых, очевидна непосредственная связь| с каждодневной] работой. К| числу| основных! методов обучения вне предприятия относятся: www.paradigma.science — экспресс-семинары, проектные семинары; — тренинги; — кейс-стади; — дистанционное!

обучение; — деловые и ролевые игры; — обучение действиям (action learning); — обучение в рабочих группах; — ролевое! моделирование; — разбор! практических ситуаций [7]. Рассмотрим подробнее некоторые из| представленных методов.

Кейс-стади как метод активного обучения реализуется на основе проблемно-ситуационного анализа актуальных профессиональных проблем,!

включает многократную! тренировку умений и навыков,!

разработку предложений I поI существенному I изменению!

текущего! положения [9, С. 128]. Метод активного обучения действиям — это решение конкретной проблемной ситуации при помощи необходимых для этого знаний и умений, то есть переход от теоретического знания к практическому действию | [7].

Осуществление процесса повышения квалификации вне предприятия (внешнее обучение), как видим, имеет многообразные варианты. В отличие от внутреннего обучения, проводится опытными специалистами, экспертами, зачастую с использованием инновационных!

технологий и| современного| оборудования. Таким образом, повышение квалификации — важнейший инструмент организации, который позволяет формировать организационную, производственную,! экономическую, социальную среду и повышать её кадровый потенциал.

Только правильная организация и отлаженность самого процесса позволит достичь предельно продуктивного результата.

Библиографический список 1. Афанасьева Л.А Анализ: кадрового! потенциала I организации Л.А| Афанасьева!

//| Ключевыеi вопросы в| современной! науке 2014:1 материалы\ 10-ой международной научной практической конференции София: БЯЛГРАД-БГ.

2014. С. 52-55. 2. Щ Бабурин, А.С! Технолога управленческого! мониторинга / А.С| Бабурин Ю.В. Грызенкова // Кадровик. 2013.

№ 8. С. 34-39. 3. Власова,И Е.А.И МодельИ управленияИ затратамиИ на1| повышениеИ квалификации« преподавателей^ университет« /■ Е.А.И ВласоваИ //Ну Прикладная^ информатика. И 2008.1 № I 5.1 С. I 17. 4. Кельперис, И. Повышена квалификации в процесса управления персонала / И.

Кельперис // Управление персоналом 2007. № 7. С. 113. Електронно научно списание ^^ «Парадигма» 2020, №2 ИШШШ www.paradigma.science 5. Переподготовка! и повышение! квалификации персонала [Электронный ресурс] — Режим доступа http://dps.smrtlc.ru.

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам от 15.11.2013 г.

№ 1244 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru. 7. Современные методы обучения персонала и оценка их эффективности [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://refleader.ru/jgeotrbewpol.html. 8. Трудовой кодекс Российской Федерации: офиц.

текст. М.: Проспект, 2016. 256 с. 9. Затонский В.А., Затонская О.В., Бытко С.Ю., Рождествина А.А., Перетятько Н.М., Щербакова Л.Г., Каменская Е.В., Коляда В.И., Федорова Т.Д., Фурсов А.Л., Лапупина Н.Н., Досюкова Т.В., Уварова И.А., Соловых С.Н., Серегин В.И., Милашова И.Б. Активные и интерактивные формы и методы обучения // Учебно-методическое пособие.

Москва, 2013. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Сладкова Татьяна Сергеевна магистрант экономического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского. г. Саратов, Российская Федерация

Повышение квалификации педагога

 Колиниченко Александр Васильевич, магистрант; Колиниченко Анастасия Васильевна, магистрант Оренбургский государственный педагогический университет В статье рассматривается понятие повышения квалификации, а также рассмотрен вопрос о повышении квалификации педагогов.

Повышение квалификации — это один из видов профессионального обучения сотрудников. Цель данного вида обучения — повышение уровня теоретических знаний сотрудников, а также совершенствование практических навыков и умений, повышающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов [1, 512 с.].
Цель данного вида обучения — повышение уровня теоретических знаний сотрудников, а также совершенствование практических навыков и умений, повышающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов [1, 512 с.]. Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства работников по имеющимся профессиям.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень» [2]. Основные цели повышения квалификации педагогических работников: – развитие их профессиональной компетентности; – формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов; – формирование структурной целостности педагогической деятельности каждого работника.

Все эти цели вместе обеспечивают выполнение требований по достижению современного качества образования. К задачам повышения квалификации педагога можно отнести:

  • Предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов и т. д.
  • Апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения управленческих и педагогических кадров;
  • Совершенствование педагогического мастерства способом внедрения современных педагогических технологий и передовых методик;
  • Создание условий для развития индивидуальных способностей к проф. деятельности;
  • Поддержка и совершенствование профессионального мастерства всех педагогов с учетом достижений научной и практической деятельности;

Для того чтобы успешно обучать, сам педагог должен быть хорошо подготовленным. В этом ему помогут курсы повышения квалификации.

Данные курсы позволят педагогу быть всегда в курсе тех изменений, которые произошли в какой-либо дисциплине. Благодаря этому, педагог всегда остается интересным для своих учеников.

Если педагог желает выполнять свою работу на должном уровне, он должен периодически посещать курсы повышения квалификации работников образования. Вышеназванные курсы позволят педагогу узнать много нового: – новые методические приемы; – новые знания, благодаря общению с коллегами из других учебных заведений.

Полезно и необходимо посещать курсы повышения квалификации не только молодым специалистам, но и работникам образования, имеющий за плечами большой стаж работы.

Каждый специалист определенной дисциплины должен проходить курсы только по своей специальности. Учебные центры, организующие курсы повышения квалификации работников образования, предлагают обучение в удобное время для специалистов, не отрывая их от производства и работы.

Кроме всего, на сегодня широкое распространение получили дистанционные курсы.

Подобные курсы повышения квалификации позволяют проходить обучение в домашних условиях. Курсы, тренинги и различные семинары, предполагающие повышение квалификации работников образования, необходимы для того, чтобы оставаться конкурентоспособным работником. Для того, чтобы освежить забытые знания и получить новые, любой из педагогических работников, желающий быть интересным своим ученикам, должен проходить курсы повышения квалификации.

Работа требует от педагога: – высокой внутренней организованности; – внимания; – собранности. Помимо этого, современные технологии, активно внедряющиеся во все сферы, в том числе в сферу педагогики, подразумевает постоянную тренировку самих учителей. Именно для этого и создали курсы повышения квалификации работников образования.

Всегда общество предъявляло и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования.

Конечно, ведь для того, чтобы других учить, нужно знать в разы больше, чем другие.

Настоящему педагогу нужно не только владеть своим предметом и методикой преподавания, но также иметь знания в областях, приближенных к предмету преподавания. Педагог должен обладать знаниями в следующих областях: – сфера общественной жизни; – современная политика; – экономика; – история; – экология и т. д. Педагогу необходимо постоянно учиться, ведь в лицах его учеников каждый год меняются временные этапы, быстро меняются представления об окружающем мире.

Прохождение курсов повышения квалификации дает возможности не только узнавать о новых требованиях и технологиях современного образования, но, в первую очередь, встретиться с людьми, думающими также, которые преданы своему делу, и бесконечно любят свою профессию и детей [3, 240 с.]. Курсы повышения квалификации педагогов являются востребованными во все времена. Однако, не теряла своей актуальности проблема переподготовки и улучшения профессиональных навыков работников образовательной сферы.

Естественно, рано или поздно знания, полученные педагогом в высшем учебном заведении, станут устаревшими и потеряют свою актуальность. Необходимо отметить, что методика преподавания любого предмета подлежит изменениям, ведь и сама наука «педагогика» постоянно развивается и не стоит на месте. Педагог обязан владеть знаниями и уметь делиться ими со своими учениками.

Успешная деятельность преподавателя зависит от: – коммуникативных способностей; – умения выслушать; – умение наладить контакт со всем классом; – умение наладить контакт с каким-либо конкретным учеником.

Профессия педагога требует повышенного внимания.

Например, проводя урок или читая лекцию, педагог должен уметь держать в поле зрения всю аудиторию, должен замечать самые маленькие изменения в поведении коллектива.

Именно этому и многому другому учат на курсах повышения квалификации. Курсы повышения квалификации педагога — очень важная составляющая часть всего образовательного процесса. Ведь все дело в том, что именно благодаря «воспитанию» кадров по обновленным стандартам определяется новый формат педагогики будущего.
Ведь все дело в том, что именно благодаря «воспитанию» кадров по обновленным стандартам определяется новый формат педагогики будущего.

Мир не стоит на месте. Педагогика, как и многие другие процессы, подвергается постоянным обновлениям и «перегрузкам».

Чтобы быть впереди всех по ЗУН (знания, умения, навыки) и необходимы курсы повышения квалификации педагогов. Именно на таких курсах людям, которые выбрали профессию педагога, поведают о новых методических разработках и о новых технологиях в обучении.

После окончания курсов педагоги будут иметь возможность поделиться любопытными знаниями и своими небольшими открытиями с самой благодарной аудиторией — своими учениками. Личностный рост и уверенность в себе — это все дает повышение квалификации.

Педагог — самая важная и нужная творческая профессия. Ее можно без сомнения назвать «фундаментом» для всех остальных специальностей в мире.

Именно педагог занимает главенствующую роль в формировании индивидуальности своего ученика. Повышение квалификации педагогов преследует цель повышения профессионального мастерства, как самого учителя, так и всего коллектива в целом.

Повышение квалификации — это образовательный процесс педагогов, который нужно проводить систематически. Практика показывает, что разрозненное прохождение курсов не дает достичь положительного эффекта в пополнении багажа знаний в усовершенствовании педагогической деятельности.

На сегодняшний день реформирование образования кардинально меняет статус педагога, его образовательные функции. Соответственно, изменениям подлежат и требования к его профессионально-педагогической компетенции, к уровню его профессионализма. В настоящее время отмечается необходимость педагогов: – творческих; – компетентных; – способных к развитию своего личного потенциала.

Педагогу необходимо стремиться к переменам, порождать их, принимать самостоятельные решения и быть ответственными за них. Повышая свой профессиональный уровень, педагог обязан помнить: обучение — это процесс, который продолжается всю жизнь.

Повышение квалификации педагогов связано с пересмотром ранее изученных фактов, понятий, закономерностей, которые обусловлены развитием науки, появлением новых научных концепций.

Во время повышения квалификации происходит и происходит осмысление своего педагогического опыта и вырабатывается своя собственная педагогическая концепция [3]. Литература:

  • Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2009. — 240с.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высш.шк., 2004.-512 с.;

Виды повышения квалификации

Повышение квалификации сегодня возможно осуществлять в различных форматах, которые будут отвечать нуждам и ресурсам слушателя. Так, программы дополнительного образования могут иметь следующие разновидности:

  1. длительные курсы могут иметь срок более 100 часов. При этом они предлагают к рассмотрению целый пласт актуальных вопросов в отрасли;
  2. краткосрочные курсы, максимальная продолжительность которых составляет 72 часа, а в их основу обычно закладывают узкопрофильные вопросы;
  3. узконаправленные курсы, которые имеют продолжительность от 72 до 100 часов. А глубина освещенных вопросов зависит от их продолжительности.

Обязательно ли повышение квалификации?

Суть курсов повышения квалификации в том, чтобы работник мог подтвердить свой профессиональный уровень, либо подтянуть свои знания. Для этого Министерство труда и занятости РФ внедрило профессиональные стандарты. Образно говоря, профстандарты – это свод предписаний, где перечислены все требования по подготовке специалиста, необходимой для работы образовательной базы, принципы и методики ведения трудовой деятельности.

Именно профессиональные стандарты предписывают проходить повышение квалификации. В России существует ряд профессий и специализаций, для которых эта процедура является обязательной.

Все остальные специалисты могут проходить курсы повышения квалификации либо по желанию, либо в случае необходимости. К специалистам, для которых повышение квалификации обязательно, относятся:

  • судьи и прокуроры.
  • государственные гражданские служащие;
  • медицинские работники;
  • специалисты горной промышленности;
  • педагогические работники;

По утвержденному профессиональному стандарту педагога любой учитель или воспитатель детского сада должен подтверждать свои знания не раз в пять лет, как другие специалисты, а каждые три года. Иными словами, документы о повышении квалификации имеют и сроки годности – три и пять лет, соответственно.

Поэтому процедура повышения квалификации носит регулярный характер.

7. Цена.

Стоимость курсов важный критерий оценки не только для понимания влезают ли они в выделенный бюджет. Обучение в хорошем заведении и квалифицированным педагогическим составом не может стоить мало. Конечно, дистанционное обучение само по себе стоит дешевле, но слишком низкая цена – это повод задуматься о возможном низком качестве курса.

Чтобы убедиться в адекватности стоимости необходимо изучить программы на нескольких сайтах с аналогичными предложениями.

Каждый специалист в любой профессии периодически повышает свою квалификацию.

Не исключение и учителя. Раньше они были обязаны проходить курсы по преподаванию своего предмета один раз в пять лет.

Теперь, поскольку в образовании новшеств с каждым годом все больше, — раз в три года.

Как проходят курсы? Кому они нужны?

Полезны ли они для учителей? Ответы на эти вопросы в моей статье.

Сначала поговорим о разновидностях курсов. Есть курсы по предмету. Математики посещают курсы по математике, историки – по истории, преподаватели естественных наук – по физике, химии, биологии, географии, и так далее.

Однако этим усиленное обучение педагогов не заканчивается.

В промежутках между курсами по предмету, которые проводятся один раз в три года, есть еще масса краткосрочных тематических курсов и семинаров: по ФГОС, по проектной деятельности, по ИКТ, по подготовке к итоговой аттестации и прочие. Все эти курсы учителя обязаны посещать. Что будет, если не посещать? Без удостоверения о прохождении курсов учитель не сможет получить категорию.

А аттестация для педагога обязательна.

От категории, которую присваивают учителю по итогам его аттестации, зависит его зарплата. Кроме того, есть администрация, работники отделов образования, вынуждающие учителей проходить курсы.Зачем нужны курсы повышения квалификации?

В идеале на них педагогов должны учить чему-то новому. Нового в нашем образовании много.

Есть чему учить. На практике ничего нового на курсах не преподают. Темы, заявленные в расписании, не освещаются. Лекторы порою сами не знают, какой вопрос они должны читать слушателям. И ведут занятия кто во что горазд.Кто ведет курсы? Как правило, это работники институтов развития образования, преподаватели из вузов, но большей частью обычные учителя из других школ.
Как правило, это работники институтов развития образования, преподаватели из вузов, но большей частью обычные учителя из других школ. Те учителя, которые сами освоили какое-то новшество и используют в своей работе.

Занятие должно длится не менее шести часов, но лектор – тоже человек, ему тоже хочется пораньше освободиться, поэтому он сокращает свое выступление в два раза. За это идет оплата – меньше двух тысяч. Для работников институтов развития образования это неплохая подработка, так как лекции они читают в свое рабочее время, таким образом получая и зарплату, и дополнительную оплату.

Для лекторов-учителей это лишняя нагрузка, поскольку занятия они ведут после своих уроков. Отказаться от этого можно, но не нужно. Если учитель – лектор на курсах повышения квалификации, это плюс его педагогической карме.Нужны ли курсы учителям?

Нет. Это для них как барщина для крепостного крестьянина. Учитель ведет свои шесть-семь уроков и после этого еще идет учиться. Даже самая интересная и полезная тема им не воспринимается не потому, что он ленивый и не хочет развиваться в своей профессии, а потому что он элементарно устал.

Это я говорю про городских учителей. А есть еще педагоги сельские. Им приходится не только отрабатывать в школе свои часы, но и ехать до ближайшего районного или областного центра, чтобы пройти курсы.

Два раза в неделю в течение трех-четырех месяцев. Это не только трата времени, но и денег на транспорт.

Времени на обед нет. Голодные, усталые и оттого злые люди приходят повышать свою квалификацию. Как вы думаете, есть ли польза от таких занятий?Тогда кому это надо? Это надо чиновникам, которые управляют нашим образованием.

Модернизация и инновации, по их мнению, требуют переподготовки педагогических работников.

Такая команда дается институтам развития образования, а те, чтобы оправдать зарплату, которую им платит государство, развивают бурную деятельность. Курсы, семинары, мастер-классы, вебинары, конференции, круглые столы, открытые уроки хлынули потоком в жизнь обычного учителя, который, вместо того, чтобы учить детей, пропадает на курсах. Волну переподготовки учителей подхватили предприимчивые учреждения, предлагающие платные дистанционные курсы.

И измученный учитель, чтобы только от него отстали, готов заплатит полторы-две тысячи, дабы получить заветную «корочку», никуда не ходить и не ездить после работы и дальше жить относительно спокойно.

Заходите и подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете еще больше о реальной школе.Автор рисунка: Сиреневый Хинакридон.

Повышение квалификации сотрудников

Вы здесь Опубликовано 2011-05-13 20:37 пользователем Valeratal С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов.

О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье. Повышение квалификации — один из видов дополнительного профессионального образования.

Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абз. 2 п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее — Типовое положение).

Важные нюансы повышения квалификации Обучение по инициативе работодателя и обязательное обучение По усмотрению работодателя. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч.

1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно абз. 3 п. 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте. Обязательное обучение. Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена ч. 4 ст.

196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  1. работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
  2. водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
  3. научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

Виды повышения квалификации В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  1. краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  2. длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
  3. тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

Это предусмотрено абз.

4 — 7 п. 7 Типового положения. При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз.

2 п. 42 Типового положения). Формы повышения квалификации и гарантии работникам Согласно п.

41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

  1. с частичным отрывом от работы;
  2. с отрывом от работы;
  3. по индивидуальным формам обучения.
  4. без отрыва от работы;

Сохранение рабочего места и среднего заработка. Согласно ст. 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации.

Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ). И работа, и учеба.

Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию). В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст.

91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Куда пойти учиться Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно п.

8 Типового положения к ним относятся:

  1. академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  2. курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.
  3. институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»). Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п.

1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277).

Это требование не касается (п.

2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277):

  1. образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  2. индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Направляем сотрудника на повышение квалификации Внутренние документы о направлении на повышение квалификации Согласно Письму Минфина России от 16.05.2002 N 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть:

  1. приказ руководителя о направлении на повышение квалификации, в котором нужно обосновать производственную необходимость дополнительного образования сотрудника (внедрение нового оборудования, расширение производства и т.п.), а также указать, что он направлен на обучение по инициативе работодателя.
  2. план обучения, в котором указываются причины и цели обучения сотрудников, а также их фамилии и должности;

Образец плана обучения Закрытое акционерное общество «Приморские отопительные системы» Утверждаю Медведев (И.А. Медведев) 13 января 2010 г. Приказ будет являться основанием для посещения работником учебных занятий.

Договор на оказание образовательных услуг При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением (абз. 16 п. 7 Типового положения). Форма договора. Примерные формы договоров на оказание образовательных услуг приведены в Приказах Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 и от 28.07.2003 N 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (Письмо Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09).

Но, как правило, бланк типового договора разрабатывает образовательное учреждение. В документе необходимо указать программу, форму (очная, заочная, очно-заочная), стоимость и срок обучения работника, а также наименование документа, который он получит по его окончании. Договор составляется в двух экземплярах — один остается у работника, другой — в образовательном учреждении.

Обратите внимание: заказчиком образовательных услуг должен быть работодатель, а не работник.

В противном случае организация не сможет учесть сумму расходов на оплату обучения при исчислении налога на прибыль. Приложение к договору. К договору прилагаются:

  1. учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещения;
  2. ксерокопия лицензии на ведение образовательной деятельности образовательным учреждением.

Дополнительный договор с работником Согласно ч. 2 ст. 197 Трудового кодекса работодатель, направляющий работника на повышение квалификации, должен заключить с ним дополнительный договор (соглашение), в котором будут прописаны обязанности сотрудника после завершения обучения.

Например, можно оговорить условие об обязательной отработке сотрудником определенного срока, установить санкции за нарушение учебной дисциплины, порядок возмещения работодателю затраченных средств в случаях неполной отработки установленного срока или прерывания обучения. Образец соглашения приведен ниже. Документы об образовании Согласно п.

27 Типового положения освоение образовательных программ повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной итоговой аттестацией. Предусмотрены следующие виды аттестационных испытаний:

  1. итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  2. подготовка и защита аттестационной работы (выпускной, дипломной работы или дипломного проекта).
  3. реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  4. итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;

Это следует из п. 6 Рекомендаций по итоговой государственной аттестации, утвержденных Приложением 1 к Инструктивному письму Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29.

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  1. свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  2. диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  3. удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  4. диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Это предусмотрено п. п. 1 — 3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных Приложением N 1 к Постановлению Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13 и п. 28 Типового положения. Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, а копию следует подшить в личное дело сотрудника.

Но не всегда по окончании обучения работник может получить документ об образовании государственного образца. Не выдают такие документы организации, которые ведут образовательную деятельность, не подлежащую лицензированию, — в форме разовых лекций, стажировок и семинаров, а также преподаватели, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Объем учебной программы в этом случае составляет менее 72 часов, а по окончании слушателям могут выдать сертификат с указанием темы и объема учебных часов.

Образцы сертификатов каждое учреждение разрабатывает самостоятельно. Акт об оказанных услугах По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах.

В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость в рублях.

При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.

Сведения о повышении квалификации нужно внести в разд. V «Повышение квалификации» личной карточки работника (форма N Т-2). Но только в случае, если по окончании учебы работник получил удостоверение, свидетельство либо диплом установленного образца.

Об этом говорится в п. 28 Типового положения. Обучение в другой местности Если работник направляется на обучение в другую местность, его поездка оформляется как служебная командировка.

В этом случае, помимо перечисленных выше, необходимо оформить следующие документы:

  1. отчет о выполнении задания (на бланке служебного задания). Его составляет работник, закончивший обучение, а руководитель структурного подразделения делает заключение о выполнении задания.
  2. командировочное удостоверение (форма N Т-10);
  3. приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма N Т-9 или N Т-9а);
  4. служебное задание (форма N Т-10а), подписанное руководителем структурного подразделения. По окончании командировки сотрудник составляет краткий отчет о выполнении задания, а руководитель структурного подразделения делает соответствующее заключение;

Все указанные документы оформляются на типовых бланках, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

При направлении работника на повышение квалификации в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок (ст.

187 ТК РФ). Это значит, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). В качестве командировочных расходов учитываются, в частности, затраты:

  1. наем жилого помещения;
  2. на проезд работника к месту командировки и обратно;
  3. суточные в пределах норм (700 руб. — для расходов, учитываемых с целью уплаты НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ)).

По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней должен представить авансовый отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы.

Напомним, что повышение квалификации с отрывом от работы в табеле учета рабочего времени обозначается буквенным кодом ПК или цифровым кодом 07. Это следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Бухучет расходов на повышение квалификации Расходы, связанные с оплатой дополнительного профессионального образования сотрудника в интересах организации, признаются расходами по обычным видам деятельности (п.

5 ПБУ 10/99). Данные расходы учитываются в размере фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 76 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Если расходы на повышение квалификации работника относятся к нескольким отчетным периодам, то они учитываются на счете 97 и списываются в порядке, установленном в учетной политике организации (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому относятся. Об этом говорится в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Подтвердить факт оказания образовательных услуг для целей бухучета можно соответствующим актом и копией документа об образовании (диплома, свидетельства и т.п.). Суммы среднего заработка, сохраняемого за работником на время повышения квалификации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности как расходы на оплату труда (п.

п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 70. Расходы на командировку, связанную с повышением квалификации, также признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета руководителем организации (п.

п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 71. Выдача денежных средств командированному работнику отражается проводкой: Дебет 71 Кредит 50.

Налоги и взносы с расходов на повышение квалификации Порядок налогообложения расходов на обучение будет зависеть, в частности, от наличия подтверждающих документов, выполнения условий для признания таких затрат, а также от того, по чьей инициативе оно проводится.

Налог на прибыль Расходы на обучение.

Согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса расходы на повышение квалификации включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77).

Если используется метод начисления, то к учету данные расходы принимают в момент представления акта об оказании образовательных услуг, а при кассовом методе — в день оплаты на основании соответствующих документов (платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам и т.п.) (пп. 3 п. 7 ст. 272 и п. 3 ст. 273 НК РФ).

Условия для признания расходов. Затраты на повышение квалификации учитываются при исчислении налога на прибыль, если:

  1. повышающий квалификацию сотрудник работает в организации на основании трудового договора (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  2. российское образовательное учреждение имеет лицензию, а иностранное учреждение — соответствующий статус (пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ и Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/4/84). Статус иностранного образовательного учреждения могут подтвердить лицензия, программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики его деятельности, а также от требований законодательства иностранного государства в отношении подтверждения статуса образовательного учреждения (Письмо Минфина России от 05.08.2010 N 03-04-06/6-163). Поэтому к первичным документам следует приложить копию соответствующего документа;
  3. сотрудник обучается в интересах работодателя (пп. 23 п. 1 ст. 264 и п. 29 ст. 270 НК РФ и Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312). Документом, подтверждающим этот факт, может быть приказ руководителя, в котором будет указано, что сотрудник направлен на обучение по инициативе организации и в связи с производственной необходимостью.
  4. между организацией и образовательным учреждением заключен договор на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);

Если эти условия не соблюдены, расходы на повышение квалификации не признаются в налоговом учете. По окончании налогового периода их следует исключить из состава расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, и отнести к внереализационным доходам.

Кроме того, нельзя учитывать расходы на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  1. не подтвержденные оправдательными документами;
  2. связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг;
  3. произведенные не в интересах организации, например, если полученные работником новые знания не будут использоваться им в процессе производства (Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312).
  4. связанные с оплатой дополнительных услуг, предоставляемых образовательным учреждением на время обучения, если они не связаны с производственной необходимостью (например, оплата питания или культурно-развлекательной программы, если их стоимость выделена в документах отдельной строкой);

Оправдательные документы.

Для признания в целях налогообложения прибыли расходов на повышение квалификации документальным подтверждением затрат могут служить договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг.

Об этом говорится в Письме Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77.

Эти же документы нужны и для признания расходов на обучение за границей (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Напомним, что работодатель, оплачивающий обучение, обязан хранить связанные с этим документы не менее четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 и пп. 2 п. 3 ст.

264 НК РФ). Командировочные расходы. Если с целью повышения квалификации работник был направлен в другую местность, то в состав командировочных расходов организация вправе включить стоимость проезда к месту обучения и обратно, а также стоимость проживания и суточные. Данные затраты учитываются в полной сумме в составе прочих расходов на основании пп.

12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137). Датой признания расходов является дата утверждения авансового отчета (пп.

5 п. 7 ст. 272 НК РФ и Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Средний заработок. Если работник повышает квалификацию с отрывом от производства, то суммы среднего заработка, выплачиваемые ему на период учебы, включаются в расходы на оплату труда на основании п. 19 ст. 255 Налогового кодекса.

НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма Оплата обучения. Сумма оплаты повышения квалификации работника не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, если учреждение, где обучается сотрудник, имеет лицензию на образовательную деятельность (или соответствующий статус — для иностранного образовательного учреждения).

Такой вывод следует из п. 21 ст. 217 Налогового кодекса и п. 12 ч.

1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).

Это касается также случая, если работник обучается у специалиста, который обладает соответствующей квалификацией (Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-02/50). Такая квалификация должна быть подтверждена особым документом — квалификационным аттестатом, лицензией, дипломом и т.п. (п. 3 ст. 21 Закона РФ N 3266-1).

На суммы оплаты обучения работника, направленного работодателем на курсы повышения квалификации, не нужно начислять взносы на случай травматизма, поскольку они не являются платой за труд (доходом) работника. Это следует из п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее — Правила). Командировочные расходы. В доход работника, направленного на повышение квалификации в другую местность, не включаются суточные, если они не превышают 700 руб.

за каждый день нахождения в командировке на территории РФ (2500 руб.

— на территории иностранного государства), а также документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения (п.

3 ст. 217 НК РФ). Страховые взносы, как и взносы на случай травматизма, на сумму расходов на командировку не начисляются (ч.

2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, и Письмо ФСС РФ от 18.03.2009 N 02-18/07-2165). Средний заработок. Сумма среднего заработка, выплачиваемого сотруднику на период повышения квалификации с отрывом от работы, облагается налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст.

7 и ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил). НДС по образовательным услугам Сумма платы за обучение сотрудника, направленного на повышение квалификации, может включать или не включать налог на добавленную стоимость.

Облагаются НДС образовательные услуги, которые оказывают коммерческие образовательные учреждения или соответствующие специалисты (п. 1 ст. 143 НК РФ). Налог исчисляется по ставке 18% (п.

3 ст. 164 НК РФ). В бухгалтерском учете заказчика образовательных услуг выделенная в расчетных документах сумма налога отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 76. Кроме того, облагаются НДС:

  1. услуги по проведению разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации (Письмо Минфина России от 27.08.2008 N 03-07-07/81).
  2. дополнительные услуги, оказываемые образовательной организацией, в частности обеспечение учащихся питанием и проживанием, так как они не связаны с производственной необходимостью (Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2003 N 24-11/05512);

Не облагаются НДС услуги:

  1. оказанные за пределами территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).
  2. некоммерческих образовательных организаций в сфере образования, расположенных на территории РФ, по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) процесса, за исключением консультационных услуг (пп.

    14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Такая льгота распространяется только на те образовательные услуги, которые поименованы в лицензии учебного заведения (Письмо УФНС России по г.

    Москве от 06.05.2005 N 19-11/32602);

«Входной» НДС, уплаченный коммерческому образовательному учреждению или специалисту, имеющему соответствующую квалификацию, можно принять к вычету при расчете суммы налога на добавленную стоимость, если в соответствии с пп.

1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса:

  1. у организации есть счет-фактура с указанием суммы налога на добавленную стоимость.
  2. стороны подписали акт об оказании образовательных услуг;

В бухучете принятие к учету налога по расходам на повышение квалификации отражается проводкой: Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19. Пример. Руководитель ЗАО «Приморские отопительные системы» решил направить слесаря-монтажника приборного оборудования В.Л.

Кабанчикова на курсы повышения квалификации с 1 по 13 ноября 2010 г. Для этого организация заключила договор с Владивостокским производственно-учебным комбинатом. Обучение должно проходить с отрывом от производства.

Его стоимость составляет 10 000 руб., которые были перечислены комбинату 28 октября. Учебное заведение является некоммерческим и имеет государственную лицензию на образовательную деятельность.

По окончании курсов работник получил сертификат. Какие проводки в этом случае нужно сделать?

Решение. На основании договора между организацией и образовательным учреждением в учете были сделаны следующие проводки.

28 октября Дебет 76 Кредит 51 — 10 000 руб.

— перечислены средства за обучение работника учебному комбинату. 13 ноября (дата подписания акта об оказании услуг) Дебет 20 Кредит 76 — 10 000 руб.

— отражены расходы на повышение квалификации работника. Поскольку обучение проводится в той же местности, где расположена организация-работодатель, работнику выплачивается только средний заработок за время учебы (ст. 187 ТК РФ). На него следует начислить НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма (пп.

6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил). Расходы на выплату среднего заработка работнику, направленному на повышение квалификации, признаются в составе расходов на оплату труда в месяце начисления (п.

6 ст. 255 и п. 4 ст. 272 НК РФ).

Сумма начисленных на него страховых взносов относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 13.04.2010 N 03-03-06/1/260). Взносы на случай травматизма также учитываются в составе прочих расходов на дату их начисления (пп.

45 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+