Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Сроки давности по делу об административном правонарушении порядок исчисления

Сроки давности по делу об административном правонарушении порядок исчисления

Сроки давности по делу об административном правонарушении порядок исчисления

Срок давности по административным правонарушениям


09.11.2014 Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает сроки давности, с наступлением которых привлечение к административной ответственности становиться невозможным. Данная статья актуальна на 29 февраля 2020 года Согласно п.

б ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности означает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Последний случай встречается чаще: рассмотрение дела об административном правонарушении затягивается и в конечном итоге это может привести к вынесению постановления о прекращении производства по делу со ссылкой на п.

1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ. Если такое постановление по истечении срока давности не принимается, а напротив, лицо привлекается к административной ответственности, имеется достаточное основание для отмены принятого акта как незаконного. Подавать жалобу на постановление — обязательно. О том, как обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, можно прочитать здесь.

О том, как обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, можно прочитать здесь. Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Важно учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности.

В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. Я, адвокат Владимир Чикин, расскажу о перспективах вашего дела, подготовлю документы и представлю ваши интересы в суде.

Пишите на или звоните по телефону + 7 499 390 76 96. Для разных правонарушений срок давности отличается. Урегулирован данный вопрос в ч.

1 ст. 4.5 КоАП РФ. Норма изложена путанно, объёмно и неудобочитаемо.

Ниже я привожу ее в упрощенном виде.

Срок давности по умолчанию: 2 месяца Срок давности по делу, рассматриваемому судьей: 3 месяца Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 1: 1 год За нарушение законодательства Российской Федерации:

  1. законодательства в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
  2. законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования,
  3. о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр),
  4. трудового законодательства,
  5. о газоснабжении,
  6. об акционерных обществах,
  7. о техническом регулировании,
  8. о налогах и сборах,
  9. о рекламе,
  10. патентного законодательства,
  11. законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях),
  12. об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,
  13. об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
  14. об охране здоровья граждан,
  15. об обществах с ограниченной ответственностью,
  16. об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов,
  17. законодательства о кредитной кооперации,
  18. законодательства о национальной платежной системе,
  19. о теплоснабжении,
  20. порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента,
  21. о выборах и референдумах,
  22. о наименованиях географических объектов,
  23. правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников),
  24. об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
  25. о государственном регулировании цен (тарифов),
  26. о негосударственных пенсионных фондах,
  27. законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ),
  28. об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,
  29. об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации,
  30. о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях,
  31. об основах государственного регулирования торговой деятельности,
  32. о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ),
  33. правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства,
  34. о лотереях,
  35. иммиграционных правил,
  36. о потребительском кредите (займе), о кредитных историях,
  37. за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации),
  38. о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации,
  39. о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,
  40. об экспортном контроле,
  41. процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 КоАП РФ),
  42. законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
  43. об организованных торгах,
  44. о ломбардах,
  45. в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 КоАП РФ).
  46. о рынке ценных бумаг,
  47. о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 КоАП РФ),
  48. о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ),
  49. об инвестиционных фондах,
  50. об использовании атомной энергии,
  51. законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  52. о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 КоАП РФ),
  53. о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях,
  54. страхового законодательства,
  55. о градостроительной деятельности,
  56. о промышленной безопасности,
  57. об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках,
  58. законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 КоАП РФ),
  59. об исполнительном производстве,
  60. законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения,
  61. законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком,
  62. о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ),
  63. о защите прав потребителей,
  64. о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,
  65. о применении контрольно-кассовой техники,
  66. законодательства о клиринговой деятельности,
  67. о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
  68. о безопасности гидротехнических сооружений,
  69. о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
  70. о пожарной безопасности,
  71. антимонопольного законодательства,
  72. об электроэнергетике,
  73. о геодезии и картографии,
  74. о сельскохозяйственной кооперации,

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 2: 1 год За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (если только данное правонарушение не подпадает под исключения №№ 3-5). Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 3: 2 года За нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ, за нарушение законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 КоАП РФ).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 4: 3 года За нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ), за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), за нарушение законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 5: 6 лет За нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ), за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Оставляйте свои комментарии и вопросы о привлечении к административной ответственности. Я буду рад ответить!

Срок действия административного наказания

Различия между административным наказанием и сроком давности по административным правонарушениям является крайне важным в некоторых ситуациях.

В частности, учитывая тот факт, что совершение повторного административного нарушения в период действия наказания является отягчающим обстоятельством и может влечь за собой более тяжелые последствия и санкции, накладываемые по решению суда. Кроме этого, существует и ряд других нюансов, которые вызывают определённые ограничения на время действия административного наказания. Порядок длительности административного наказания рассматривается положениями ст.

4.6 КоАП РФ, каковая предусматривает его в едином формате. А именно – длительность административного наказания составляет год со дня составления постановления о применении административного наказания.

По прошествии такового года административное наказание снимается и лицо не может подвергаться никаким возможным ограничениям по причине несения им административной ответственности в прошлом. То есть – считается полностью не подвергавшимся административной ответственности.

Обратите внимание Если в качестве административного наказания был выбран арест, максимальная длительность какового по административным правонарушениям может составлять лишь 30 суток, общая длительность наказания всё равно составляет год.

Исчисление сроков давности по КоАП РФ

Срок давности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. То есть совершения деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения.

Исключения касаются длящегося административного правонарушения. В таких случаях значение имеет факт обнаружения правонарушения. Дополнительные нюансы исчисления срока устанавливает ч.

5.1, 6, 6.1, 7 ст. 4.5. КоАП РФ.

Это специальные составы нарушений.

Например, ограничение конкуренции. Или правонарушение, совершенное в Антарктике и т.п. Долгое время юристы вели споры, когда начинать считать срок давности в случае, если сначала начато уголовное расследование.

К примеру, поступил материал и полиция приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Или дело было прекращено. А в деянии есть признаки состава административного правонарушения. В 2010 г. Конституционным судом положен конец в спорах.

Срок давности течет по общим правилам.

Со дня совершения административного правонарушения, а для длящегося – со дня его обнаружения. И это правило прямо закрепляет ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ. Истечение срока давности исключает производство по делу. Этот срок прерывается в единственном случае – когда поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства правонарушителя.

Этот срок прерывается в единственном случае – когда поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства правонарушителя. Срок приостанавливается с того момента, когда уполномоченный орган удовлетворит соответствующее ходатайство. И до поступления материалов дела на рассмотрение по месту жительства правонарушителя.

Истечение срока давности по КоАП РФ: новое в практике или единичный случай?

Согласно КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. В соответствии с положениями , КоАП РФ (действующей с 07.12.2011) сроки, предусмотренные , исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами.

Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. В силу примечания к КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний. Таким образом, положения КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение было совершено предприятием 13.02.2016 – момент поступления спорного почтового 6 отправления с нарушением предусмотренного Нормативами срока в ОПС адресата. Указанное обстоятельство установлено как в оспариваемом постановлении Тверского РОСП, так и судами при рассмотрении настоящего дела. Соответственно, течение двухмесячного срока, установленного КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 13.02.2016 – со дня совершения административного правонарушения, а заканчивается 12.04.2016 – в дату, определенную с учетом КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.

Таким образом, привлечение предприятия к административной ответственности после 12.04.2016 является недопустимым.

Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к ответственности изложена в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19

«О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности»

, согласно которой сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е.

с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.

Учитывая изложенное, установленный КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения предприятия к ответственности истек к моменту вынесения Тверским РОСП оспариваемого постановления от 13.04.2016 о привлечении к административной ответственности.

У судебных приставов

Если дело передали судебным приставам, которые должны взыскать штраф с человека, это значит, что прошло более 70 дней с момента оформления постановления.

У служащих остается год и 9 месяцев, чтобы разыскать должника и заставить его уплатить назначенную меру взыскания. Но когда за этот период не удается получить деньги или добиться ответа от человека, то по истечении двух лет после вынесения постановления дело прекращается и удаляется из базы, и более за конкретное нарушение человека беспокоить не могут.

Но когда за этот период не удается получить деньги или добиться ответа от человека, то по истечении двух лет после вынесения постановления дело прекращается и удаляется из базы, и более за конкретное нарушение человека беспокоить не могут.

В какой срок возможно привлечение к ответственности по длящимся правонарушениям

Определение начала срока привлечения к ответственности невозможно из-за длительности нарушений, которая не ограничивается одним днём.

Например, при парковке автомобиля в неположенном месте (на тротуаре, где расстояние до пешеходного перехода составляет менее 4 метров) и отсутствии в течение нескольких месяцев водителя в связи с выездом его на отдых предусматривается привлечение виновного лица к ответственности за длящееся правонарушение в соответствии со ст. 4.5 КоАП. Срок привлечения к административной ответственности за такие нарушения исчисляется с момента их обнаружения; то есть инспектор ДПС, заметив неправильно припаркованный автомобиль, отправляет его на штрафстоянку, а собственнику выписывает штраф.В области дорожного движения длящиеся правонарушения составляют относительно небольшой процент от их общего количества.

Важно правильно определить правонарушение, поскольку к длящимся часто относят те, которые связаны с несоблюдением условий управления транспортным средством (например, светопропускаемость тонировки передних стёкол менее 70%, истек срок действия полиса ОСАГО).

В данном случае наказание предусматривается за нарушение установленных требований при управлении транспортным средством; то есть при каждом выезде водитель будет привлекаться к ответственности, пока не устранит эти нарушения.

Исчисление сроков по делам об административных правонарушениях

0 Разместил: Егоров Константин Михайлович Другое Статьи 14.10.2010 Тема сроков в производстве по делам об административных правонарушениях не получила в юридической литературе должного освещения, а имеющиеся на эту тему отдельные исследования не охватывают всей палитры существующих проблем. В контексте данного вопроса наибольшую сложность для правоприменителя представляют, на наш взгляд, три проблемы.

——————————— См., напр.: Дугенец А.С.

Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: Дис.

. канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 1995. 206 с.; заслуживающая внимания попытка сформулировать статью, определяющую порядок исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях, была предпринята Т.Н. Хохловой (см.: Хохлова Т.Н. Производство по делам об административных правонарушениях в федеральных органах налоговой полиции: Дис.

. канд. юрид. наук: 12.00.14.

М., 2002. С. 43). 1. Сложность точного определения момента начала течения установленного срока. Например, согласно ст. 31.1 КоАП РФ момент вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу по общему правилу связан с истечением десятидневного срока со дня вручения или получения копии постановления соответствующим лицом.

Однако точно определить момент получения такой копии (в случае ее направления почтой) далеко не всегда оказывается возможным. В отдельных случаях законодателем предпринимались попытки нормативного решения подобных вопросов.

Например, согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Считаем, что в нашем случае решение данной проблемы должно базироваться на использовании установленных законодательством Нормативов частоты сборов из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции . ——————————— См.: Об утверждении Нормативов частоты сборов из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции: Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г.

N 160. Определение момента вступления постановления в законную силу существенно усложняется тем, что реализовать свое право обращения с жалобами на одно и то же постановление по делу могут одновременно различные субъекты. В отдельных случаях причиной подобной проблемы является нарушение законодателем правил юридической техники.

Например, согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а в исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев.

Например, согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а в исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев. Исходя из данной формулировки, трудно понять, каким же может быть максимальный срок административного расследования по делам об административном правонарушении, предусмотренном ст.

12.24 КоАП РФ: 6 или 7 месяцев?

Ситуация несколько усугубляется тем, что, регламентируя вопрос о продлении сроков, законодатель использует различные формулировки применительно к месячному сроку и указанию 6 месяцев. В этих условиях подразделения ГИБДД ОВД по Красноярскому краю, стремясь исключить возможные нарушения со своей стороны, ориентируются на срок 6 месяцев. На наш взгляд, используемое законодателем словосочетание «до шести месяцев» имеет отношение к сроку, на который продлевается административное расследование после истечения первоначального месячного срока.

Следуя подобной логике, закономерен вывод о том, что максимальный срок административного расследования составляет 7 месяцев. В любом случае полагаем, что данная неопределенность должна быть исключена из КоАП РФ. 2. Отсутствие в КоАП РФ правил исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях.

Объяснить данный факт достаточно трудно, учитывая, что иные кодифицированные нормативные акты, регламентирующие процессуальные отношения, подобные правила содержат (например, глава 9 ГПК РФ, глава 10 АПК РФ, глава 17 УПК РФ и т.д.). Для использования же аналогии при преодолении нормативных пробелов, как известно, требуется определенная юридическая квалификация, которой обладают далеко не все сотрудники милиции.

В итоге доминирующее значение в разрешении данных вопросов в органах внутренних дел приобретает правоприменительная практика.

По общему правилу если срок исчисляется годами или месяцами (например, ст. 4.5 КоАП РФ), то его течение должно начинаться на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. При таком подходе, если правонарушение совершено, например, 1 июня 2009 г., то окончание годичного срока давности произойдет в 24 часа 1 июня 2010 г.
При таком подходе, если правонарушение совершено, например, 1 июня 2009 г., то окончание годичного срока давности произойдет в 24 часа 1 июня 2010 г.

При этом не имеет значения, високосный год или нет.

Подобный подход содержится в ст. 191 ГК РФ (ч. 1), ст. 113 АПК РФ, ст.

107 ГПК РФ, ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), ст. 57 проекта Кодекса административного судопроизводства .

——————————— См.: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: проект N 381232-4. Соответственно, если правонарушение произошло 10 июня, то течение двухмесячного срока начнется 11 июня, а его окончание произойдет в 24 часа 10 августа . При этом если данный месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца.

——————————— См.: Постановление Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 34-ад06-1: Обзор судебной практики за IV кв.

2005 г. Сложнее выглядит ситуация со сроками, исчисляемыми сутками. По общему правилу течение подобного срока завершается в 24 часа последних суток срока (см. ч. 2 ст. 128 УПК РФ, ч. 5 ст.

114 АПК РФ, ч. 3 ст. 108 ГПК РФ и т.д.). В настоящий момент по общему правилу при исчислении сроков не принимаются в расчет те сутки, с которых начинается течение сроков. Данное правило находит свое отражение в ч.

4 ст. 113 АПК РФ, ч. 3 ст. 107 ГПК РФ, ст. 191 ГК РФ (ч. 1). Это же закреплено в ч.

3 ст. 57 проекта Кодекса административного судопроизводства. Аналогично решался данный вопрос и в ст.

103 УПК РСФСР. Но в ч. 1 ст. 128 действующего УПК РФ данное правило по какой-то причине связывается только со сроками, исчисляемыми месяцами. Обратив на это внимание, А.С.

Есина делает вывод о том, что при исчислении сроков сутками учитываться должен в том числе первый день, когда произошел юридически значимый факт, влекущий начало уголовно-процессуальных отношений . Однако данный вывод не подтверждается практикой уголовного судопроизводства и противоречит положениям, изложенным в учебной литературе по уголовно-процессуальному праву .

——————————— См.: Есина А.С. Комментарий к ст. 128 — 131 главы 17 УПК РФ. Процессуальные сроки. См., напр.: Уголовно-процессуальное право: Учебник / Под ред.

П.А. Лупинской. М.: Юрист, 2005; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. 6-е изд., перераб и доп. / Отв. ред. И.Л. Петрухин. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2008 и т.д.

В ряде статей КоАП РФ в качестве единицы срока используется день.

В абсолютном большинстве случаев данная мера используется как единица, тождественная суткам (см. ч. 1 ст. 28.2, ч. 3 ст. 28.6, ч. 1 ст. 30.5 и т.д.). Однако в ч.

4 ст. 29.6 КоАП РФ законодателем в данный термин, как представляется, вкладывается иной смысл.

Согласно данной норме дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении.

Можно предположить, что в данном случае течение срока начнется в тот рабочий день, когда были получены соответствующие материалы, а не в последующий день, как это принято в иных случаях.

По общему правилу если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Важно отметить, что аналогичные правила отражены в ч.

2 ст. 128 УПК РФ, ст. 193 ГК РФ (ч. 1), ч. 4 ст. 14 Трудового кодекса РФ, ч.

2 ст. 108 ГПК РФ (согласно ч. 3 ст. 113 АПК РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни). Если в качестве критерия классификации установленных КоАП РФ сроков избрать последствия их нарушения, то все предусмотренные и реализуемые в производстве по делам об административных правонарушениях сроки в самом общем виде можно поделить на три условные группы: 1) давностные.

Истечение данных сроков является юридическим фактом, существенно изменяющим ход производства по конкретному делу об административном правонарушении либо даже прекращающим его.

Наиболее ярким примером является ст.

4.5 КоАП РФ. Истечение указанных сроков является обстоятельством, исключающим производство по делу (п.

6 ст. 24.5 КоАП РФ), кроме случаев, когда производство выражается в реализации положений главы 30 КоАП РФ. К давностным можно отнести сроки обжалования (ст. 30.3 КоАП РФ), истечение которых влечет вступление соответствующего постановления в законную силу; 2) процессуальные сроки (в узком смысле этого слова) — нормативно установленные периоды для совершения определенных процессуальных действий.

К их числу относятся сроки, установленные ч. 2 ст. 28.1.1, ст. 28.5, ч. 3 ст.

28.6, ч. 2, 3.1, 5 ст. 28.7, ст.

28.8 и т.д. КоАП РФ. Нарушение данных сроков, хотя и может влечь негативные последствия для виновных должностных лиц, но не является «существенным недостатком протокола» и не влечет последствий, аналогичных нарушению давностных сроков (речь идет о сроках, предусмотренных КоАП РФ); ——————————— См.: О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5. 3) принудительные сроки — временные периоды, в течение которых возможно применение предусмотренных КоАП РФ мер принуждения, например: ч. 2 ст. 27.2, ст. 27.3, ч. 1 ст.

27.17 КоАП РФ и т.д. Истечение указанных сроков требует немедленного прекращения применения соответствующих мер принуждения. Полагаем, что перечисленные правила применимы к давностным и процессуальным срокам, но требуют существенных оговорок относительно принудительных сроков.

Во-первых, здесь в случаях, когда такие сроки исчисляются годами, или месяцами, или сутками, их течение должно включать в качестве первого учетного дня тот (пусть даже неполный день), когда соответствующая мера принуждения фактически начала применяться, как это, например, должно применяться в отношении порядка исчисления сроков дисквалификации или лишения специального права, предоставленного физическому лицу.

К сожалению, законодатель усложняет данную проблему, часто обозначая момент начала течения срока без видимой, логически обоснованной необходимости различными способами: «со дня», «с момента», «после» и т.д. Данная особенность достаточно ярко проявляется в ситуациях, когда сроки исчисляются сутками или часами. Полагаем, что как минимум применительно к принудительным срокам должно применяться следующее правило (при условии внесения в КоАП РФ определенных изменений, например, в ч.

5 ст. 4.5, ч. 2 ст. 28.5, ч. 1 ст.

28.8, ч. 2 ст. 28.9 и т.д., данное правило, возможно, приобретет универсальный характер). Если срок исчисляется в сутках и его течение начинается «со дня», то во внимание должны приниматься лишь полные сутки без учета часов (глава 27 КоАП РФ в настоящий момент не содержит подобных норм).

Если же начало срока связывается законодателем с каким-либо моментом («с момента», «немедленно» и т.д.), то во внимание должны приниматься часы и минуты.

Общее время применения меры принуждения, таким образом, не должно превышать установленный законом временной интервал. Например, согласно ст. 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности исчисляется в сутках и начинается с момента фактического прекращения деятельности филиалов и т.д. Рассматривая вопрос о том, как исчислять временный запрет деятельности, если протокол составлен в конце рабочего дня, Верховный Суд Российской Федерации отмечает, что «.в протоколе должны содержаться дата его составления и время фактического прекращения деятельности лица, привлекаемого к ответственности, которые могут отличаться друг от друга.

Временный запрет деятельности следует исчислять со времени фактического прекращения деятельности, указанного в протоколе» . Аналогичным образом должны решаться вопросы, связанные с реализацией положений ч. 4 ст. 27.5, ч. 2.1 ст. 27.13 КоАП РФ.

——————————— Обзор Судебной практики за IV квартал 2005 г.

Административное задержание исчисляется часами, следовательно, механизм расчета срока административного ареста должен учитывать данную единицу времени.

Именно поэтому А.С. Дугенец обращает внимание, что «в правоприменительной практике нередки случаи, когда в постановлениях судьи не указывается время (часы) начала срока отбывания административного ареста, и поэтому в таких случаях работниками милиции срок содержания, как правило, исчисляется только с момента доставления лица в специальное учреждение, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 32.8 КоАП России» . Следует только добавить, что предусмотренное ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ должно быть реализовано вне зависимости от указания на это судьи.

В приведенном случае сотрудники соответствующего специального приемника обязаны самостоятельно учитывать данные протокола административного задержания. ——————————— Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: Дис.

. докт. юрид. наук: 12.00.14. М., 2005. С. 314. Принудительные сроки достаточно часто выражаются в определенном количестве часов. В соответствии с ч. 1 ст. 103 УПК РСФСР при исчислении сроков не принимался в расчет час, которым начиналось течение срока.

Сегодня данное правило прямо не отмечено в ст. 128 УПК РФ, однако существует правило, согласно которому процессуальные сроки, исчисляемые часами, оканчиваются по истечении последнего полного часа .

Полагаем, что применительно к исчислению принудительных сроков подобное решение не может применяться. Так, непонятно, зачем в протоколе, например, административного задержания указывается точное время его начала (если часы округляются, то нет необходимости отражать минуты). Кроме того, при округлении текущего часа неизбежно возникает возможность применения меры принуждения более того срока, который предусмотрен законом.

Если же речь идет, например, о сроке, предусмотренном ч.

3 ст. 27.5 КоАП РФ, то его превышение хотя бы на одну минуту влечет нарушение ч. 2 ст. 22 Конституции РФ. ——————————— См., напр.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу (постатейный).

Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. В.И. Радченко, В.Т. Томина, М.П.

Полякова. М.: Юрайт-Издат, 2006; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. 6-е изд., перераб. и доп. / Отв.

ред. И.Л. Петрухин. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2008. Во-вторых, течение принудительного срока, конечно, не может продлеваться на период праздничных и выходных дней.

Это правило, кстати, действует и в уголовно-процессуальном законодательстве (ч. 2 ст. 128 УПК РФ). 3. Отсутствие в КоАП РФ правила, позволяющего решать вопрос о том, когда срок не считается пропущенным невластным субъектом. В данном случае речь идет о сроке, предусмотренном ст.

30.3 КоАП РФ. Здесь также следует учитывать тот опыт, который был накоплен в иных сферах процессуального законодательства (например, ст.

129 УПК РФ, ч. 5 — 7 ст. 114 АПК РФ, ч. 3 — 4 ст. 108 ГПК РФ, ст. 194 ГК РФ (ч. I)). В завершение изложенных рассуждений и учитывая, что данная проблема имеет как процессуальное, так и материально-правовое значение, предлагается дополнить КоАП РФ ст.

1.9

«О порядке исчисления сроков, установленных законодательством об административных правонарушениях»

следующего содержания: «1. Сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются годами, месяцами, сутками, часами.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, сутками, начинается на следующие сутки после соответствующей даты или наступления события, которыми определено его начало, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом предусмотрен иной порядок исчисления сроков. При исчислении сроков, связанных с применением мер принуждения, предусмотренных настоящим Кодексом, учитываются сутки, с которых началось применение указанной меры принуждения.

При этом, если моментом начала течения соответствующего срока является начало применения соответствующей меры принуждения, исчисляемой в часах или сутках, учету подлежит время, с которого началось применение указанной меры принуждения. 2. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

3. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца. 4. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи. 5. При исчислении сроков, связанных с применением мер принуждения, когда моментом начала течения соответствующего срока является начало применения соответствующей меры, одни сутки считаются равными 24 часам.

При исчислении срока в часах один час считается равным 60 минутам. 6. Срок, исчисляемый днями, рассчитывается по правилам, установленным для суток. В случае, предусмотренном ч. 4 ст.

29.6 КоАП РФ, дневной срок ограничен протяженностью того дня, в который судом были получены соответствующие материалы.

7. Если последний день срока приходится на нерабочий, днем окончания срока является ближайший, следующий за ним рабочий день, за исключением случаев исчисления сроков применения предусмотренных настоящим Кодексом мер принуждения. 8. Срок не считается пропущенным, если жалоба до истечения срока сдана на почту, передана лицу, уполномоченному их принять, а для лиц, подвергнутых административному аресту, лиц, в отношении которых судом принято решение об их содержании в специальных помещениях до административного выдворения за пределы Российской Федерации, лиц, находящихся в медицинском или психиатрическом стационаре, — если жалоба до истечения срока сдана администрации соответствующего учреждения.

9. Если документ направляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса потерпевшему или лицу, в отношении которого в установленном порядке составлен протокол об административном правонарушении, по указанному ими месту жительства (регистрации), такой документ считается полученным указанными лицами по истечении установленных законодательством контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.

10. Продление, приостановление, восстановление, сокращение сроков допускается лишь в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом».

Н. Н. Цуканов ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМОЙ КМ КОНСАЛТИНГ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ЗАПИСЬ НА ЮРИДИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: 8 (495) 740-55-17

Длящееся правонарушение

Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом ( п.14). С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; п.14 абзац 2). В случае длящегося административного нарушения давность начинает отсчитываться по факту обнаружения, а не по факту начала совершения (обычное нарушение).

При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).

Какие существуют сроки исковой давности по административным нарушениям

В каждой законодательной отрасли определены свои сроки давности, которые регламентируются конкретным законодательным документом.

Так, например, определяется ст.

195-208 Гражданского кодекса РФ, а сроки исковой давности по административным правонарушениям устанавливаются ст. 4.5-4.6 КоАП РФ. Отметим, что по отношению к административным нарушениям применимо понятие давности привлечения к административной ответственности. В соответствии с законодательной базой определяется следующая давность привлечения виновного в правонарушении лица к административной ответственности:

  • Постановления по делам об административном правонарушении могут быть вынесены только по истечении 2 месяцев (по делам, рассматриваемым судом, определен срок — 3 месяца) с момента совершения правонарушения.
  • За нарушение Таможенного законодательства РФ и ряд других правонарушений виновное в совершении противоправного действия лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение 2-х лет, нарушение закона о противодействии коррупции и ряд других правонарушений предполагает срок исковой давности – 6 лет.
  • В случае совершения административного правонарушения, повлекшего наказание в виде дисквалификации, виновный может быть привлечен к ответственности не позднее 1 года с момента совершения противоправного деяния, при длящемся правонарушении – не позднее 1 года с момента его выявления.
  • При обнаружении нарушения закона об использовании запрещенных препаратов исковая давность дела начинается со дня подтверждения факта применения запрещенного препарата Общероссийской Антидопинговой Организацией.
  • Постановления по делам о нарушении законодательства РФ (о защите детей, авторском праве, об охране окружающей среды, пожарной безопасности и другие) выносятся по истечении срока давности – 1 год с момента совершения правонарушения.
  • Отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение при обнаружении признаков административного нарушения предполагает начало исчисления срока исковой давности с момента принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.

Отдельным пунктом стоит рассмотреть вопрос, связанный с административными правонарушениями касаемо штрафов за нарушения Правил дорожного движения (ПДД).

Сроки исковой давности в этих случаях составляют 12 месяцев с момента обнаружения нарушения.

Полученную квитанцию из ГИБДД о штрафе водитель вправе обжаловать в 10-тидневный срок, в противном случае штраф должен быть уплачен в полном размере с предоставлением квитанции об оплате в орган, которым было вынесено постановление. В случае неисполнения данного обязательства дело об административном правонарушении может быть передано в суд либо судебным приставам, что в свою очередь, может повлечь за собой увеличение суммы штрафа, исполнение обязательных работ на срок до 50 часов, административный арест на срок до 15 суток.

Все дела по административным правонарушениям до передачи их в суд имеют возможность . Кроме того, исковая давность по административному делу может быть приостановлена в случаях удовлетворения ходатайства виновного лица о рассмотрении дела по его месту жительства. Приостановление дела начинается с момента удовлетворения представленного ходатайства, срок действия устанавливается до дня поступления материалов уполномоченному лицу либо судье по месту жительства лица, совершившего правонарушение.

Имеется ли регламентированный срок для нарушений, растянутых по времени?

Если в ч.1 ст.

4.5 КоАП говориться о нарушениях, которые носят установленный временной характер (проезд запрещающего сигнала, обгон и пр.), то определить срок давности не составляет особых проблем. Но как быть с такими правонарушениями, которые совершены и не прекращены в течение нескольких дней? Что делать с водителем транспортного средства, который припарковал автомобиль против правил и оставил его на две недели?

С какого момента следует начинать отсчет срока давности?

Этот момент предусмотрен ч.2 ст. 4.5 КоАП. В ней введен особый термин «длящиеся правонарушения», по которым водитель транспортного средства привлекается к ответственности не с начала совершения правонарушения, а с момента обнаружения и фиксации.

Именно этим правилом руководствуются инспекторы, когда выписывают штраф и эвакуируют неправильно припаркованный автомобиль на штрафную стоянку. Существует не так много нарушений в ПДД, которые попадают под термин «длящихся». Большинство из них обычно связано с неправильной парковкой.

Некоторые водители ошибочно считают, что управление транспортным средством с просроченным страховым полисом или со светопропускной способностью тонированных стекол менее 70% является именно длящимся нарушением.

Это не так. Наказание в этом случае устанавливается не за само отсутствие полиса, а именно за факт управление при таких обстоятельствах. Если автомобиль будет просто стоять на парковке – наказания не последует. Но как только водитель сядет за управление и начнет движение, то может быть оштрафован любым из сотрудников ДПС.

Каким образом следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности в случае его приостановления?

Приостановление давностного срока начинается со дня удовлетворения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело. Проиллюстрируем сказанное на следующем примере.

Допустим, административное правонарушение было совершено 29 марта, определение об удовлетворении ходатайства правонарушителя о направлении дела на рассмотрение по месту его жительства мировой судья вынес 15 апреля, а на судебный участок мирового судьи, уполномоченного рассмотреть данное дело, материалы поступили 17 июля. В этом случае трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается на 92 дня (с 15 апреля по 16 июля включительно). Следовательно, датой истечения данного срока будет считаться 29 сентября.

Аналогичный подход к исчислению сроков давности привлечения к административной ответственности реализуется и в практике Верховного Суда РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка Пряжинского района Республики Карелия от 05.07.2010, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением заместителя председателя областного суда, Ж. был привлечен к административной ответственности по ч.

1 ст. 12.8 КоАП и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год и шесть месяцев. Рассмотрев надзорную жалобу Ж., первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ установил, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 26 марта 2010 г.

При рассмотрении дела мировым судьей судебного участка Олонецкого района Республики Карелия Ж. заявил ходатайство о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства. Определением мирового судьи от 2 апреля 2010 г.

данное ходатайство было удовлетворено, дело направлено мировому судье судебного участка Пряжинского района и, согласно штампу на сопроводительном письме, поступило к нему 23 апреля 2010 г. Таким образом, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП, на момент его совершения был приостановлен на 21 день (со 2 по 22 апреля 2010 г.

включительно) и истек 16 июня 2010 г. . ——————————— Норма Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ, увеличившая с двух до трех месяцев срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, дела по которым рассматриваются судьями, вступила в силу с 04.05.2010 и распространяется лишь на те правонарушения, которые совершены после указанной даты.

Следовательно, при вынесении мировым судьей постановления от 5 июля 2010 г. были нарушены требования ч. 1 ст.

4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП.

При таких обстоятельствах все состоявшиеся по делу судебные решения были отменены, а производство по делу прекращено на основании п.

6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности .

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+