Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Разворот вне перекрестка в один прием

Разворот вне перекрестка в один прием

Разворот вне перекрестка в один прием

Автошкола онлайн


Прежде чем начать разговор о манёвре «Разворот», сначала ещё несколько слов о манёвре «Поворот». Правила. Раздел 8. Пункт 8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинамне может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам. Если вы ещё не забыли, пункт 8.5, обязывает водителей перед поворотом или разворотом занять соответствующее крайнее положение.

И это крайнее положение надо понимать буквально, то есть, например, перед поворотом направо надо расположиться не просто на правой полосе, а на правом краю правой полосы так, чтобы правее вас не могло двигаться никакое другое транспортное средство, даже велосипед. То же самое и при повороте налево или развороте. Вот как вас спросят об этом на экзамене:

Кто из водителей нарушает правила поворота на перекрестке?

1. Оба. 2. Только водитель мотоцикла, поворачивающий налево.

3. Только водитель автомобиля. 4. Никто не нарушает. Во-первых, нарушает водитель автомобиля, и вам это должно быть понятно сразу.

Поворачивая направо, он обязан был вести своё транспортное средство как можно правее. И ещё нарушает водитель мотоцикла, поворачивающий налево.

Если сейчас второй мотоциклист не притормозит, они обязательно столкнутся. Этого можно легко избежать, если строго выполнять требование Правил.

А Правила требуют совершать поворот налево не просто с крайней левой полосы, а с крайнего левого положения на проезжей части данного направления (то есть так, чтобы левее вас никто не мог двигаться).

К сожалению, это требование (перед поворотом занять соответствующее крайнее положение) не всегда выполнимо.

Посмотрите на рисунок: при повороте направо прицеп оказался на тротуаре, а при повороте налево – на встречке.

И то и другое совершенно недопустимо! В подобных ситуациях водители просто вынуждены выбирать другую траекторию поворота, и чтобы не делать их нарушителями, Правила и ввели это разрешение (процитируем его ещё раз): Правила. Раздел 8. Пункт 8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Но эту «вольность» Правила разрешили только для поворотов (про разворот в пункте 8.7 ничего не сказано).

С разворотом дело обстоит несколько иначе.

Правила отдельно определили поведение водителей при развороте на перекрёстке и при развороте вне перекрёстка, и ещё особо оговорили ситуацию с разворотом при наличии трамвайных путей. Разворот на перекрёстке без трамвайных путей.

Из всех многочисленных требований восьмого раздела Правил к этому случаю разворота имеет отношение единственное требование: Правила.

Раздел 8. Пункт 8.5, первый абзац.Перед поворотом направо, налевоили разворотомводитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. И всё! Никаких других требований к развороту Правила в восьмом разделе не предложили!
И всё! Никаких других требований к развороту Правила в восьмом разделе не предложили!

Ну что же, давайте будем руководствоваться этим единственным требованием. Если перед перекрёстком нет никаких знаков или разметки, устанавливающих особый порядок движения, тогда соответствующее крайнее положение и для поворота налево, и для разворота – крайняя левая полоса. А как быть на этом перекрёстке?

Здесь с помощью знака 5.15 установлен особый порядок движения! Здесь два соответствующих крайних положения для поворота налево! Неужели и разворачиваться можно с двух левых полос?!

То же самое и здесь – разметка 1.18 предлагает водителям два соответствующих положения для поворота налево. И если руководствоваться пунктом 8.5 Правил, то и разворачиваться тоже разрешено с двух полос.

Но этого не может быть! Такое разрешать нельзя! И Правила, конечно же, это не разрешили. Только сказали об этом не в восьмом разделе, а «запрятали» в Приложение 1 (Дорожные знаки) и в Приложение 2 (Дорожная разметка и её характеристики).

Правила. Приложение 1. Дорожные знаки.

Знаки особых предписаний. Знаки 5.15.1 и 5.15.2,разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

Правила. Приложение 2. Дорожная разметка и ей характеристики.Разметка 1.18,разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот из этой полосы. И вот это надо усвоить раз и навсегда: Какой бы не был перекрёсток, и какое бы не было транспортное средство, разворот на перекрёсткевсегда разрешён только из крайнего левого положения!

Чтобы проверить, знаете ли вы это, на экзамене вам предложат такую задачку:

Разрешается ли Вам выполнить разворот на перекрёстке по такой траектории? 1. Разрешается. 2. Разрешается, если видимость дороги не менее 100 м.

3. Запрещается. На любом перекрёстке разворот всегда разрешен только с крайнего левого положения! Разворачиваясь с правой полосы (на перекрёстке!), водитель грубо нарушает Правила.

При этом Правила не содержат никаких требований к самой траектории разворота. Правила сознательно оставили свободу выбора водителям – решайте сами, по какой траектории будете разворачиваться в каждой конкретной ситуации. Единственное и обязательное условие – разворот на перекрёстке необходимо всегда начинать с крайнего левого положения!

Хотите – разворачивайтесь по малой дуге (траектория Б), хотите – по большой (траектория А), Правила не возражают. И, кстати, завершая разворот, разрешается заезжать на любую свободную полосу.

Повторяю – Правила оставили водителям свободу выбора – решайте сами, по какой траектории вам лучше развернуться в каждой конкретной ситуации.

Ученики. Наш инструктор учит нас на любом перекрёстке разворачиваться только по большой траектории, а Вы говорите, что можно по любой. Учитель. Правильно делает ваш инструктор.

Дело в том, что ГИБДД упрямо продолжает квалифицировать разворот по малой дуге как выезд на полосу встречного движения. Ученики. Так оно вроде так и есть.

Разворачиваясь по малой дуге, мы действительно выезжаем на встречку. Учитель. Хорошо, давайте поговорим об этом подробнее. Установим перед перекрёстком знак, информирующий водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано одностороннее движения.

Теперь как ни разворачивайся всё равно выезжаешь на встречку (по логике ГИБДД). Но разворот на этом перекрёстке не запрещён! И за разворот на таком перекрёстке (по любой дуге) ГИБДД не наказывает.

На таком перекрёстке запрещён только поворот налево и об этом чётко сказано в Правилах: Правила. Раздел 8. Пункт 8.6.Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Но про разворот ничего такого не сказано! Ведь чем отличается разворот от поворота.

При повороте вы съезжаете на другую дорогу (и в данном случае оказываетесь на встречке), а при развороте остаётесь на той же дороге, только меняете направление движения на противоположное.

И никакая «встречка» тут ни при чём, разворот на перекрёстке (точнее – на пересечении проезжих частей) просто разрешён без всяких указаний на то, по какой траектории его нужно совершать. Да вот же, чего далеко ходить, задачка из Билетов ГИБДД:

Вы намерены повернуть направо. Ваши действия? 1. Дождётесь другого сигнала регулировщика.

2. Уступите дорогу легковому автомобилю, осуществляющему разворот. 3. Проедете перекрёсток первым.

Такой сигнал регулировщика разрешает движение обоим транспортным средствам и, как видим, водитель легкового автомобиля разворачивается по короткой дуге (на глазах у инспектора!), и ничего страшного не происходит.

Тем не менее, вопреки всему, инспектора ГИБДД упрямо продолжают карать водителей за разворот по такой траектории.

Тут мне вспоминается, что в предыдущей редакции Билетов была ещё и такая задачка:

Какие знаки разрешают выполнить разворот? 1. Только Б. 2. Только Б и В. 3. Все. Правильный ответ – третий – ВСЕ ЗНАКИ РАЗРЕШАЮТ ВЫПОЛНИТЬ РАЗВОРОТ!

А в комментарии к задачке так прямо и было написано: «Знаки «Выезд на дорогу с односторонним движением» НЕ запрещают разворот на перекрёстках таких дорог». Но ссылки на какой-либо пункт Правил не было. Её и не могло быть, Правила вообще ничего по этому поводу не сказали.

А что не запрещено, то разрешено.

Правда, в действующей редакции Билетов этой задачки нет. Возможно, со временем уберут (или изменят) и предыдущую задачку (с регулировщиком). Возможно, даже перепишут Правила, где прямо укажут, что разворот по малой дуге запрещён.

Но пока ситуация такова – Правила разрешают разворот по любой траектории, а ГИБДД разрешает только по большой дуге. Тут, правда, есть один нюанс.

На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться вот такая задачка. Имейте в виду, в данном случае разворачиваться нужно только по большой дуге.

По какой траектории Вам разрешено выполнить разворот?

1. Только по А. 2. Только по Б. 3. По любой из указанных. Давайте разберём эту задачку. В данном случае ваша дорога имеет разделительную полосу, а на перекрёстке в разрыве разделительной полосы нанесена разметка 1.1 – короткий отрезок сплошной осевой линии. То есть при развороте по малой дуге справа от вас окажется сплошная линия, назначение которой – разделить встречные потоки транспорта!

То есть при развороте по малой дуге справа от вас окажется сплошная линия, назначение которой – разделить встречные потоки транспорта! В данном случае, огибая разделительную полосу по кроткой дуге, вы точно прокатитесь по встречке!

Ученики. А если разметки не будет или она не видна? Учитель. Всё равно, если приходится огибать разделительную полосу, разворачивайтесь обязательно по большой дуге. В Правилах (в частности в восьмом разделе) о таком развороте нет ни слова.

Авторы сборника «Экзаменационные тематические задачи», комментируя эту ситуацию, ссылаются на пункт 8.6: Правила. Раздел 8. Пункт 8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Комментарий, мягко говоря, странноватый.

Причём здесь пункт 8.6?! В нём речь идёт о повороте! А мы собираемся выполнить разворот! А про разворот в пункте 8.6 ничего не сказано.

И повторяю ещё раз – в Правилах вообще ничего не сказано о том, по какой траектории следует выполнять разворот.

А что не запрещено, то разрешено. Логика авторов Билетов такова – прежде чем сделать разворот, водитель (в данной ситуации, когда на вашей дороге есть разделительная полоса) сначала совершает поворот налево и, следовательно, подпадает под действие пункта 8.6, запрещающего при повороте оказаться на встречке.

Ну, не знаю, в данной ситуации разворачивать действительно нужно только по траектории А.

Но не потому, что манёвр «Разворот» можно разделить на два «подманёвра» – сначала один поворот налево, потом другой поворот налево. А потому, что в данной ситуации на перекрёстке в разрыве разделительной полосы нанесена осевая линия разметки, разделяющая встречные потоки транспорта.

Тут уж скорее подходит пункт 1.4: Правила. Раздел 1. Пункт 1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

Хотя какая разница, как это комментировать, главное мы усвоили: 1.

Если на пересекаемой дороге одностороннее движение (неважно в какую сторону), можете смело разворачиваться по любой траектории – и Правила не возражают, и гаишники не наказывают.

2. Если приходится огибать разделительную полосу, тогда только по большой дуге.

3. На экзамене в ГИБДД – всегда только по большой дуге (иначе экзамен не сдадите). Да и в жизни, если развернётесь по большой дуге, никаких проблем тоже не будет.

А при развороте по малой дуге водители сегодня рискуют получить наказание. Причём наказание нешуточное (вплоть до лишения прав на полгода). Свою правоту придётся доказывать в суде.

Оно вам надо? Разворот на перекрёстке при наличии трамвайных путей. Итак, на перекрёстках всем транспортным средствам разворот разрешён только с крайней левой полосы!

Это если слева нет трамвайных путей, расположенных на одном уровне с проезжей частью. А если трамвайные пути есть, тогда водители обязаны руководствоваться уже знакомым вам пунктом 8.5 Правил: Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево иразворот должны выполняться с них.

То есть разворот (так же, как и поворот налево) водители обязаны выполнять с трамвайных путей (если они попутного направления, расположены слева от вас на одном уровне с проезжей частью). В данной ситуации крайнее левое положение будет на трамвайных путях, и разворачиваться водители обязаны только по траектории А.

И это требование вполне логично – левее вас через перекрёсток уже никто не поедет. У пункта 8.5 есть ещё продолжение: Правила.

Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения.

Перед этим перекрёстком установлен знак 5.15 «Направление движения по полосам». Да ещё и на проезжей части разметка 1.18 (стрелы, дублирующие действие знака).

Этот знак и эта разметка строго предписывают: Поворот налево и разворот выполнять с левой полосы проезжей части. Движение прямо через перекресток по трамвайным путям запрещено. Теперь и поворачивать налево, и разворачиваться надлежит по траектории Б.

В данной ситуации крайнее левое положение будет на левой полосе проезжей части. И через перекрёсток левее вас (по трамвайным путям) никто не имеет права двигаться.

У пункта 8.5 есть ещё продолжение, и полностью он звучит так: Правила.

Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю. О том, как надлежит не создавать помех трамваю, мы подробно поговорили в предыдущей теме «Повороты», когда обсуждали поворот налево с трамвайных путей.

Разворот вне перекрёстка. Если есть трамвайные пути, тогда разворачиваться нужно обязательно с них (если, конечно, знаками или разметкой не дано иных указаний). К этому случаю применим всё тот же пункт 8.5: Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. Как видим, здесь не сказано, о каком месте идёт речь (на перекрестке, до перекрёстка, после перекрёстка), а, значит, это требование действует везде. И, кстати, на экзамене вас об этом тоже спросят:

Вам можно выполнить разворот: 1.

Только по траектории А. 2. Только по траектории Б. 3. По любой траектории из указанных.

При развороте с трамвайных путей левее вас уже никто не поедет, и уступать дорогу надо будет только встречным транспортным средствам. Ну, и конечно, трамваю попутного направления, на чьи рельсы вы заезжаете: Правила.

Раздел 8. Пункт 8.8. При повороте налево или развороте вне перекрёстка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если трамвайных путей нет, разворот, естественно, должен выполняться с крайнего левого положения на проезжей части. В этом случае уступать дорогу придётся только встречным транспортным средствам.

Но Правила разрешили и такой вариант – разворот от правого края проезжей части (если ширина дороги не позволяет выполнить разворот с крайнего левого положения).

Понятно, что в этом случае придётся уступать дорогу и встречным и попутным. Вот как об этом сказано в Правилах: Правила. Раздел 8. Пункт 8.8. Если при развороте вне перекрёстка ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины).

При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам. Обращаю ваше внимание! – на узкой дороге при наличии тротуара разворот допускается осуществлять от правого края проезжей части, а при наличии обочины, можно даже с обочины.

Но всё это при условии, что ширина проезжей части недостаточна для разворота из крайнего левого положения. И об этом на экзамене спрашивают:

Можно ли Вам выполнить разворот по данной траектории?

1. Можно. 2. Можно, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения.

3. Нельзя. Ну, а теперь самое главное – где разворот запрещён. Разворот может быть запрещён или разметкой, или знаками, или Правилами. Как разворот может быть запрещён дорожной разметкой.

Вот самый простой случай – осевая линия на двухполосной дороге не прерывистая, а сплошная.

И значит, на всём перегоне между перекрёстками разворот запрещён.

Но возможен и такой вариант – с обеих сторон трамвайных путей проведены продольные сплошные линии. В этом случае движение по трамвайным путям запрещёно даже при объезде препятствия.

Что уж тогда говорить о развороте. Ученики. Можно ли развернуться на многополосной дороге при отсутствии разметки? Учитель. Давайте заглянем в Правила: Правила.

Раздел 9. Пункт 9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения.На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой. Отсюда следует, что движение по встречке на многополосных дорогах запрещено категорически.

Если разметки нет, включайте собственный глазомер и во всех случаях двигайтесь по своей половине проезжей части. А про разворот сказано вот что:

«…развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой»

. То есть если разметка разрешает, пожалуйста, разворачивайтесь.

Но если разметки нет, то это тожеместо, где разворот не запрещён разметкой(раз разметки нет, то она и запрещать ничего не может).

Так что по Правилам разворот на многополосных дорогах при отсутствии осевой линии НЕ запрещён. Как разворот может быть запрещён дорожными знаками.

Нет ничего проще – повесили перед перекрёстком соответствующий знак, и разворот на перекрестке запрещён.

А на этом перекрёстке не только нельзя развернуться, нельзя даже повернуть направо или налево. Только прямо! Как разворот может быть запрещён Правилами.

Правила. Раздел 8. Пункт 8.11. Разворот запрещается: – на пешеходных переходах; – в тоннелях; – на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; – на железнодорожных переездах; – в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м; – в местах остановок маршрутных транспортных средств. 1. Разворот запрещён на пешеходных переходах.

Пешеходный переход – это место, где Правилами разрешено появление пешеходов на проезжей части. Вполне логично, что те же Правила побеспокоились о безопасности пешеходов и запретили здесь разворот, движение задним ходом, остановку и стоянку транспорта, а также обгон. Получается, что пешеходный переход – это зона с особым режимом движения.

Тогда необходимо определиться – какова протяжённость этой зоны, в которой действуют все перечисленные выше ограничения.

Заглянем в Правила: Правила. Раздел 1. «Пешеходный переход»— участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками. Отсюда следует, что если на проезжей части нанесена «зебра», тогда неважно, есть знаки или их нет.

В любом случае зона пешеходного перехода это расстояние между внешними границами “зебры”.

Если «зебры» нет или её не видно (например, из-за выпавшего снега), тогда ориентиром для водителей могут служить только знаки.

В этом случае зона пешеходного перехода – расстояние между знаками. Правила запрещают разворот именно на пешеходном переходе. Непосредственно перед ним и после него разворот не запрещён, и на экзамене об этом спрашивают:

Вам можно выполнить разворот: 1.

Только по траектории А. 2. Только по траекториям А или В.

3. По любой траектории из указанных. 2. Разворот запрещён в тоннелях.

С трудом представляю себе водителя, который рискнёт разворачиваться в тоннеле.

Тут и Правила никакие читать не надо, достаточно одного здравого смысла.

3. Разворот запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними. Здесь, как мне кажется, тоже не требуется никакой комментарий.

Единственное, что, пожалуй, стоит сделать, так это разобраться с тем, что такое путепровод и эстакада, и чем они отличаются от моста.

Мост соединяет два берега реки или пролива, или оврага.

Путепровод — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой.

Эстакада – инженерное сооружение, предназначенное для размещения дороги выше уровня земли.

4. Разворот запрещён на железнодорожных переездах.

Уж что-что, а железнодорожный переезд – это точно зона с особым режимом движения. И, конечно же, разворот в зоне железнодорожного переезда Правилами категорически запрещён. Но какова протяжённость этой зоны?

Где именно запрещён разворот? Что интересно, в Правилах об этом ни слова, приходится обращаться к другим источникам.

Вот как определена зона ж/д переезда в книжке «Комментарии к ПДД» (авторы А.Ю. Якимов, С.Н. Антонов, М.Б. Афанасьев и др.) под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта В.Н. Кирьянова:

«Запрещение разворота распространяется на весь железнодорожный переезд, границами которого являются шлагбаумы, а если их нет – дорожные знаки 1.3.1 или 1.3.2»

.

Если переезд оснащён шлагбаумами, тогда зона железнодорожного переезда – это расстояние между шлагбаумами. До шлагбаума и после шлагбаума разворот не запрещён. Если это переезд без шлагбаумов, тогда на месте шлагбаумов будут стоять знаки 1.3.1

«Однопутная дорога» или знаки 1.3.2

«Многопутная дорога».

В этом случае зона железнодорожного переезда – это расстояние между знаками. Именно в этой зоне разворот и запрещён.

До переезда и после переезда разворот НЕ запрещён. И об этом на экзамене спрашивают:

Можно ли Вам выполнить разворот в этом месте?

1. Можно. 2. Можно только при отсутствии приближающегося поезда. 3. Нельзя. 5. Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.

При скорости 90 км/ч автомобиль проезжает 100 метров за четыре секунды, а при скорости 60 км/ч – за 6 секунд. Правила сочли, что этого вполне достаточно для безопасного разворота. На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться вот такая задачка:

Можно ли Вам развернуться в этом месте?

1. Можно. 2. Можно только в светлое время суток.

3. Нельзя. На рисунке оценить на глаз, есть ли тут 100 метров до поворота, затруднительно, но никто вам этого и не предлагает. Сейчас вас спрашивают о другом – знаете ли вы, на каком расстоянии до первого поворота устанавливается эта комбинация знаков на дороге вне населённого пункта. Надеюсь, ещё не забыли – от знаков до поворота 150-300 м.

Так что смело разворачивайтесь.

В некоторое смущение может ввести второй ответ – «Можно только в светлое время суток».

Действительно, ночью дорогу тоже не видно на 100 метров, причём во всех направлениях! А вдруг там дальше поворот, и оттуда сейчас вылетит встречный, разве не опасно в этом месте в таких условиях разворачиваться?

И в тумане дорогу тоже ни видно на 100 метров, и тоже во всех направлениях, и разворот в условиях недостаточной видимости может иметь те же последствия, что и в условиях ограниченной видимости. Так что же, в дождь, в снег, в тумане вообще нельзя нигде развернуться?

И ночью на неосвещённых участках дорог, пока не рассветёт, водителю разрешается движение только в одном направлении? По «букве» Правил получается, что так. В Правилах ведь как сказано:

«Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м»

.

Следовательно, и ночью и днём водитель обязан для разворота найти такое место, откуда дорога во все стороны просматривается минимум на 100 метров. А на экзамене в ГИБДД при решении этой задачи выбирайте первый ответ, иначе, сделаете ошибку. Авторы этой задачки, сознательно или нет, провоцируют вас на ошибку.

И, кстати, в комментарии к этой задачке те же авторы неоднозначность второго ответа стыдливо замалчивают. Так что с их стороны было бы честнее второй ответ вообще не предлагать. Можно ли Вам развернуться в этом месте?

1. Можно. 2. Можно только в светлое время суток. 3. Нельзя. 6. Разворот запрещён в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Обозначенные остановки автобуса, троллейбуса, трамвая – это всё места, где возможно появление пешеходов на проезжей части.

Поэтому, так же как и на пешеходном переходе, Правила запретили здесь разворот, движение задним ходом и стоянку транспорта. Остановку, правда, разрешили, но только для посадки или высадки пассажиров и только при условии, что не будет создан помех маршрутным ТС.

Получается, что место остановки маршрутного ТС (как и пешеходный переход) – это тоже зона с особым режимом движения. Но тогда водителям надо знать протяжённость этой зоны!

Где начинают действовать все эти ограничения, и где заканчивается их действие. В принципе, у организаторов дорожного движения есть возможность указывать протяжённость зоны остановки маршрутных ТС с помощью таблички 8.2.1 «Зона действия». Такая возможность содержится в ГОСТе Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения.

Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Но лично я за всю свою 40-летнюю автомобильную карьеру такой комбинации знаков ни разу не встречал. При этом в Правилахо зоне остановки маршрутных ТС– ни слова!

Везде и всюду речь идёт только о месте остановки маршрутных ТС.

Единственная подсказка содержится в Разделе 12.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.4, абзац 7. Остановка запрещаетсяближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при её отсутствии – от указателя остановки маршрутных транспортных средств.

Ну, что ж, вполне чёткий ориентир. Именно эти 15 м и будем использовать для определения границ зоны остановки маршрутного ТС.

Если место остановки маршрутного ТС обозначено только знаком, отложите мысленно от знака в обе стороны по 15 метров – это и будут границы зоны остановки маршрутного ТС. Если место остановки обозначено одновременно и знаком, и разметкой, тогда по 15 метров в обе стороны необходимо отмерять от краёв разметки 1.17.

Именно в этой зоне, которую каждый водитель должен мысленно определить на проезжей части, ориентируясь на собственный глазомер, и запрещён разворот. Примечание. Этой разметке

водители дали название «гребёнка», и в дальнейшем мы будем пользоваться этим названием наряду с «зеброй». . А про разворот в местах обозначенных остановок маршрутных ТС вас спросят следующим образом:

Разрешёно ли Вам выполнить разворот в этом месте?

1. Разрешёно. 2. Разрешёно, если пи этом не будут созданы помехи движению маршрутных транспортных средств. 3. Запрещено. Тот факт, что в данном случае для остановки маршрутного ТС сделано уширение проезжей части (а сама остановка – на левой стороне дороги), ровным счётом ничего не меняет – в местах остановок маршрутных транспортных средств разворот запрещён!

Причём запрещён категорически, без всяких «если».

Правила разворота вне перекрестка

В этой ситуации, выезжая на дорогу, важно не зацепить стоящего слева, так как тот может попытаться под вашим прикрытием выехать на дорогу чуть раньше перед вашей машиной. Разворот в разрыве разделительной полосы Когда необходимо развернуться на дороге, посередине которой расположены трамвайные пути, т.е.

водителю их придется пересекать, то нужно помнить, что попутный трамвай в данном случае имеет преимущество в движении.

Поскольку в определенных случаях по попутным трамвайным рельсам движение автомобилей разрешается, то готовясь к выполнению разворота, существует вероятность столкновения с автомобилем, который уже движется по трамвайным путям.

Разворот автомобиля через трамвайные пути вне перекрестка имеет свою особенность – дуга разворота начинается с попутных рельсов, т.е. сначала нужно заехать на попутные трамвайные пути, и уже с них разворачиваться.

Разворот на перекрестке с разъяснениями

Итак, задача поставлена, и нашему автомобилю необходимо выполнить разворот на перекрестке, не нарушив требований ПДД. Кстати, хочу обратить Ваше внимание, что на рассматриваемом сегодня перекрестке отлично видно горизонтальную дорожную разметку, а на реальном перекрестке разметка скорее всего будет стерта.

Итак, на данном перекрестке есть одно пересечение проезжих частей, и вот его границы: Давайте вспомним пункт 8.6 правил дорожного движения: 8.6.

Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Разрешен ли разворот по малому радиусу?

Этот вопрос мы уже поверхностно затронули.

Остановимся на нем чуть подробнее. Прямо запрещающих данный маневр норм не существует, что не мешает время от времени возникать конфликтам между ГИБДД и водителями. Если разворот не запрещен разметкой или знаками, то маневр по малому радиусу возможен и не должен являться нарушением.

Однако именно разворот по малому радиусу часто является причиной не вписывания траектории движения в рамки зоны пересечения проезжих полос, а значит заставит ТС выехать на полосу встречного движения. Мнение экспертаДмитрий КонстантиновичЭксперт сайта «Юрист-консультант»В этом случае, не являясь нарушением самим по себе, разворот по малому радиусу может привести к другим нарушениям ПДД, в т.ч.

предполагающим серьезные штрафы и лишение права на управление ТС. Не будет нарушением и разворот по малому радиусу, если для него выделено специальное место, а маневр не приведет к выезду на «встречку».

В случае спорных ситуаций, выписанные постановления необходимо обжаловать. Для этого прибегают к . О том, как проконсультироваться с адвокатом бесплатно, расскажем в конце данной статьи.

Разворот запрещен Правилами

Общие запреты разворота установлены требования в пункте 8.11 ПДД.

То есть разворот запрещен вне зависимости от наличия знаков или разметки в следующих случаях:

  1. на железнодорожных переездах;
  2. в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  3. в тоннелях;
  4. на пешеходных переходах;
  5. на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  6. в местах остановок маршрутных транспортных средств.

И в пункте 16.1: 16.1. На автомагистралях запрещается: разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы; Рассмотрим некоторые места, где разворот запрещен.

5. Места с небольшой видимостью

В местах с видимостью менее 100 метров.

Такие места не обозначаются специальными дорожными знаками, поэтому водитель должен определить их самостоятельно.

Тем не менее можно ориентироваться по следующим дорожным знакам:Еще раз отмечу, что перечисленных знаков может и не быть.Например, видимость может быть ограничена ветвями деревьев и в этом случае выполнять разворот нельзя.

Разворот на Т-образном перекрестке

Данный перекресток считается наиболее простым для совершения разворота, поэтому этот маневр осуществляется практически любым видом транспорта, однако все равно учитывается радиус разворота. Важно! Не допускается на таком перекрестке выполнять разворот в несколько приемов или двигаться задним ходом, так как такие действия будут рассматриваться автоинспектором в качестве существенного нарушения. Если во время движения водитель понимает, что не может вписаться, то перед ним стоит два варианта решения ситуации:

  1. использование нескольких приемов.
  2. выезд на встречку;

Желательно выбирать второй вариант, так как штраф за неправильное выполнение разворота равен 500 руб., а вот за выезд на встречку предполагается куда более жесткое наказание.

Во время совершения разворота, при котором нарушаются правила ПДД, непременно создается аварийная обстановка, следует быть внимательным, чтобы другие участники движения заранее видели маневры водителя. В процессе движения на Т-образном перекрестке учитывается разметка и знаки, так как на некоторых перекрестках запрещаются такие сложные маневры.

Поворот налево и разворот вне перекрестка

Поворот налево, как и разворот вне перекрестка, выполняется с соблюдением требований п.8.8.

ПДД:

  1. необходимо уступать проезд встречному транспорту и трамваю, который едет попутно;
  2. если дорога в этом месте недостаточно широка, допускается выполнять его с правой стороны проезжей части или обочины.
  3. начинать действие из крайне левого положения;

Последнее правило позволяет обойтись без включения заднего хода, что облегчает разворот.

Разворот в один прием

  • Выбрав место для разворота, включаете правый «поворотник», смотрите в зеркало заднего вида для контроля обстановки сзади автомобиля и прижимаетесь к правому бордюру или заезжаете на обочину.

    Останавливаетесь;

  • Убедившись, что ни вы никому, ни вам никто не мешает, начинаете движение вперед, быстро и плавно ;
  • Включаете указатель левого поворота и осматриваете обстановку со всех сторон автомобиля.

    Для этого лучше смотреть не только в зеркала заднего вида, а еще повернуть голову и внимательно осмотреться;

  • Разворачиваетесь. В завершающей стадии разворота выравниваете колеса автомобиля и плавно увеличиваете скорость. Выключаете левый «поворотник».

Включение указателей поворота обязательно!

Если прижимаетесь вправо к бордюру или обочине, значит сначала включаете правый «поворотник».

Перед тем, как начнете разворачиваться (начало движения и отъезд от обочины) – соответственно, включаете левый «поворотник».

Это нужно для того, чтобы едущие сзади вас, смогли понять ваши намерения правильно.

Разворот на равнозначном перекрестке, безопасность

Опасность в процессе движения, в том числе и разворота, как известно, может появиться с любой стороны. Одной из самых главных причин ДТП на перекрестках это не соблюдение приоритета – один автомобиль не уступил дорогу другому авто. Причиной «случайных» столкновений является взаимное непонимание друг друга, т.е.

неверная оценка обстановки, вследствие чего водителем принимается ошибочное решение. Например, два автомобиля следуют друг за другом, подъезжают к перекрестку, и «передний» авто включает левый указатель поворота.

Водитель «заднего» авто, увидев левый «поворотник» в первую очередь предполагает, что тот намеревается повернуть налево. Он еще не знает, что «передний» автомобиль готовится к развороту.

Последствия могут сложиться любым образом. До тех пор, пока намерения «переднего» автомобиля для вас непонятны, целесообразно двигаться вслед «переднему» автомобилю, и всегда нужно обращать внимание на то, как он движется.

Например, включенный левый «поворотник» с одновременным смещением автомобиля вправо на перекрестке (наш случай, выполнение разворота, рассмотрено выше) почти всегда означает разворот, ну или объезд какой-то неровности. Нужно смотреть вперед на дорогу, и анализировать.

Остановка «переднего» автомобиля на перекрестке может означать, что он кому-то уступает дорогу, а вы, двигаясь сзади, эту «помеху» по каким-то причинам еще не видите. Есть повод задуматься, тем более что перекресток равнозначный. Подобных вариантов множество, сначала нужно увидеть обстановку на подъездах к перекрестку и прикинуть, как может измениться ситуация.

Но соображать следует быстро, быстрее, чем развивается ситуация.

Преимущество в движении определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП! Это означает, что использовать свое преимущество есть смысл только тогда, когда вы уверены, что вам уступают дорогу.

В дополнение к изложенному материалу рекомендую ознакомиться со статьями по теме разворотов на перекрестке: ; ; ; . Будьте внимательны за рулем. Навигация по серии статей Автор: Последняя редакция: 15.03.2020

Почему удобнее выполнять разворот на перекрестке?

Для начала рассмотрим перекресток, на котором нужно выполнить разворот:В рамках этой статьи не имеет принципиального значения, каким является перекресток: или нет.

Нас интересует только траектория движения автомобиля.Поэтому будем считать, что водитель белого автомобиля уже уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованиями правил дорожного движения.Напомню, что перед началом выполнения разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления (). Именно это и сделал водитель белого автомобиля.Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль может немного заехать на пересекаемую дорогу.

А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Разворот в месте выезда с прилегающей территории

В таких местах дорога становиться чуть шире, и места для того, чтобы , становится немного больше, что удобно для выполнения этого маневра.Т.к.

это разворот вне перекрестка, то приоритет по отношению к машинам, выезжающим с прилегающей территории, на стороне того, кто разворачивается. В этой ситуации нужно быть внимательным. Может получиться так, что в момент вашего разворота из этого самого двора или территории, в общем, по этому проезду может выезжать другой автомобиль.

Когда прилегающая территория располагается справа по движению, то проблем с приоритетом не возникает.

А вот если выезд с этой территории располагается слева, т.е. разворот происходит в сторону этого выезда, то ситуация может сложиться неоднозначно.

Рекомендую статью . Приоритет в этом случае будет за тем, кто разворачивается, так как выезжающий с территории на дорогу, согласно , обязан уступить всем участникам, которые по ней движутся – и пешеходам и транспортным средствам. Опасность этой ситуации в том, что выезжающий из двора водитель может ошибочно принять маневр своего коллеги за левый поворот, т.е. за въезд во двор, а не разворот, и может поспешить выехать на дорогу, так сказать, под прикрытием «поворачивающего» и с целью освободить тому проезд.

В таком случае, приоритет уже не соблюдается, и возникает риск столкновения. Если сложилась подобная ситуация, то не нужно упорствовать на своем преимуществе. Очень часто для предотвращения опасной ситуации выгоднее уступить свой приоритет.

Если вы правы или имеете преимущество в движении и уступаете при этом дорогу, вы НЕ нарушаете Правила.

Разворот на перекрестке с разделительной полосой

Разделительная полоса, не доходящая до пересечения проезжих частей, не представляет собой значимого препятствия для осуществления разворота по малому радиусу.

Наличие разделительной полосы, доходящей до края проезжей части свидетельствует о том, что перекресток имеет пересечение двух проезжих частей. Поэтому разворот на таком пересечении возможен исключительно по дальней траектории.

Осуществление маневра по ближней траектории может привести к столкновению и лишению водительского удостоверения. Соответствует ли строгость наказания опасности правонарушения?

Нарушение, вменяемое сотрудником ГИБДД, состоит в выезде на встречное направление, что является нарушением п.8.6 ПДД. Ошибка многих водителей в том, что они рассматривают данный пункт правил в контексте выполнения поворота, считая выполняемый ими разворот совершенно другим маневром. Однако разворот на данном перекрестке не что иное, как три совершенные последовательно действия: 1.

Поворот налево 2. Движение прямо 3. Еще один поворот налево Таким образом, санкции со стороны инспектора следуют за совершение поворота налево с выездом на встречное направление, совершенное на первом этапе разворота по ближней траектории. В случае, когда имеет место относительно широкая разделительная полоса, то разделение противоположно направленных транспортных потоков осуществляется при помощи дорожной разметки: сплошной или двойной сплошной линии.

В этом случае требования п. 9.1.1 категорически запрещают нахождение транспортных средств на полосе встречного движения. Соответственно и на этом типе перекрестков выполнение разворота выполняется только по дальней траектории движения.

За подтверждением правильности представленных решений в описанных выше ситуациях вновь обратимся к информационным стендам отделений ГИБДД. На плакате показано, что разворот по малому радиусу на перекрестке с двумя пересечениями проезжей части расценивается как выезд на полосу встречного движения и карается лишением водительских прав. Во избежание проблем при выполнении разворота на перекрестке со светофором, используя малый радиус, рассмотрим ситуацию подробно.

Запрещающий сигнал светофора для водителей, движущихся по пересекаемой дороге, не дает права выполнения разворота по ближнему радиусу. Поскольку перекресток дороги с разделительной полосой, как уже было определено ранее, это два пересечения проезжей части, следовательно, правильной траекторией разворота на перекрестке такого типа является исключительно траектория большого радиуса.

Однако при высоком уровне организации дорожного движения поворот по ближней траектории становится возможным. Например, при наличии вот такой разметки разворот на регулируемом перекрестке нарушением ПДД не является.

Зато на перекрестке, на проезжую часть которого нанесена такая разметка, единственно правильный разворот – разворот по дальней траектории.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+