Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Распределение источников по юридической силе

Распределение источников по юридической силе

Распределение источников по юридической силе

Заключение

Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее. Источник: https://zakon.uef.ru/ierarhija-zakonov-po-juridicheskoj-sile-v-rf-tablica/

По предмету правового регулирования

По данному критерию акты делятся в зависимости от того, в какой сфере они действуют и решение каких вопросов они регламентируют. Так, в области юриспруденции существуют понятия специализированных и комплексных правовых актов.

К группе первых относятся те, которые принимаются для того, чтобы регулировать вопросы, возникающие в определенной сфере.

К таковым можно отнести как правовые акты, по юридической силе более сильные, так и второстепенные. Яркими примерами специализированных нормативных актов являются многие кодексы (гражданский, уголовный административный, семейный) — данные законы регламентируют осуществление правоотношения в какой-либо конкретной сфере.

Что касается комплексных актов, то к таковым можно отнести все те нормативно-правовые документы, которые регламентируют правовые отношения в разных сферах действия закона.

Примером такового может стать Конституция государства, которая предписывает права и обязанности физических и юридических лиц в разных сферах государственной жизни. Среди других актов прекрасным примером такового является Закон РФ «О валютном регулировании и контроле».

Иерархия права

Виды В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на: Простая форма (унитарное государство); Сложная форма (федерация, конфедерация).

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права[2][3] они рассматриваются и изучаются рамках данного института.

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом.

Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации. Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.

Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.

Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён. В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе .
В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе . При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.

Вертикальное — распространение правовых норм от Конституции РФ до актов отдельных ведомств. При этом в вертикальной иерархии законодательство делится на федеральное, то есть применяемое на всей территории России, и региональное, то есть действующее в пределах субъектов РФ.

Горизонтальное — это акты равной юридической силы, но имеющие силу в определённых обстоятельствах.

Например, законодательные акты субъектов РФ имеют равную юридическую силу, но действуют исключительно в пределах своего региона; другая ситуация — когда из двух нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства. Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле.

Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права.
При этом имеется в виду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права.

Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права.

Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]: нормативный правовой акт; правовой прецедент (судебный или административный прецедент); Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.

д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности.

В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины. В настоящее время принято выделять лишь следующие источники права нормативный правовой акт; правовой прецедент (судебный или административный прецедент); Наименования «конституционное право» и «конституционный строй» изначально связаны с понятием «конституция».

Под конституцией обычно понимают писаный, кодифицированный (единый) нормативно-правовой акт, принимаемый либо путем референдума, либо законодательным органом, либо учредительным собранием.

Конституционное право — одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права. По сути дела, в каждой отрасли российского права получают воплощение и конкретизацию незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, а также основной конституционно-правовой принцип

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»

.

Все отрасли права основываются на закрепленных именно конституционным правом принципах организации системы государственной власти, компетенции и принципах деятельности всех органов власти, федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов.

Наиболее тесной является взаимосвязь конституционного права с административным и муниципальным правом. Многие нормы конституционного права являются исходными для уголовного материального и процессуального права.

Нормы конституционного права о свободе предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ), о праве частной собственности (ст. 35 и 36 Конституции РФ) являются исходными для гражданского права и т.

д. Схематически конституционное право можно представить в виде ядра российской правовой системы, лежащего в основе остальных отраслей права.

Кроме того, роль конституционного права как ведущей и основополагающей отрасли права обусловлена еще и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права, поскольку именно нормы конституционного права определяют виды правовых актов, компетенцию государственных органов, которые уполномочены их издавать, а также соотношение юридической силы всех правовых актов.

Особенность конституционного права как отрасли права заключается в том, что конституционное право является ведущей отраслью в национальной системе права, поскольку нормы всех других отраслей российского права вытекают из конституционных норм и не должны противоречить им, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Особенность конституционного права как отрасли права заключается в том, что конституционное право является ведущей отраслью в национальной системе права, поскольку нормы всех других отраслей российского права вытекают из конституционных норм и не должны противоречить им, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина.

Конституционное право как отрасль права, являясь одной из отраслей российского права, имеет свой предмет и свои методы правового регулирования. В общей теории права под предметом правового регулирования понимают общественные отношения, которые регулирует та или иная отрасль права, под методом правового регулирования понимается способ, при помощи которого регулируются общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Предметом конституционно-правового регулирования являются общественные отношения, обусловленные конституционным строем. Сам конституционный строй представляет собой такое устройство общественной жизни, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Предмет конституционного права охватывает три основные сферы общественных отношений:1) охрана прав и свобод человека, или отношения между человеком и государством; 2) устройство государства и государственной власти, или властеотношения; 3) отношения между человеком и государством, которые регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права, как то: административное, трудовое и др Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года по итогам референдума, и закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека.

К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, на личное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести. Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула — это торжественная вступительная часть.

Первый раздел — собственно Конституция, состоит из 9 глав, которые посвящены основным положениям жизни государства: «Конституционный строй», «Права и свободы человека», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Второй раздел — «Заключительные и переходные положения». Ключевые правовые нормы Конституции характеризуют следующие черты Российской Федерации: Демократическое государство: источником власти является народ, закрепление принципа разделения властей, идеологического и политического многообразия; гарантированно местного самоуправления. Федеративное устройство: территория состоит из 83 субъектов и каждый находится в равном положении перед федеральной властью.

Правовое государство: гарантируются верховенство закона и взаимная ответственность человека и государства.

Перед законом все равны и несут одинаковую ответственность за совершённые противоправные действия. Социальное государство: проводимая в государстве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоохранения, стремление к тому, чтобы эти сферы являлись бесплатными (доступными) и качественными.

Социальное государство: проводимая в государстве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоохранения, стремление к тому, чтобы эти сферы являлись бесплатными (доступными) и качественными. Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и др. Гуманистичность: высшей ценностью в государстве является человек, его права, свободы и благополучие.

Светский характер: религия отделена от государства, ни одна из конфессий не имеет полномочий по нормативно-правовому регулированию, а также законодательной инициативы, не вправе участвовать в политических выборах, а государство в свою очередь не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений.

Республиканская форма правления: высшие органы власти и должностные лица избираются населением на определённый срок, осуществляют свою власть от имени народа и несут ответственность перед ним.

Также Конституция РФ разделяет власть на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Президент России не входит ни в одну из трёх властей, а стоит над ними в качестве гаранта Конституции. Органы местного управления не являются частью государственной власти и решают вопросы местного значения самостоятельно.

Правом принятия законов обладает исключительно законодательная власть (Федеральное собрание), а субъекты исполнительной и судебной власти обладают правом законодательной инициативы, то есть имеют право разрабатывать проекты законодательных актов и передавать их в парламент для рассмотрения и принятия. Порядок изменения Конституции России[править | править исходный текст] В соответствии с нормами Конституции (глава 9), главы 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Права и свободы человека и гражданина») и 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции») могут быть изменены только путём пересмотра всей Конституции.

Для этого созывается Конституционное Собрание (при этом состав Конституционного собрания не определён) при наличии поддержки об изменении 3/5 голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное собрание разрабатывает новую редакцию Конституции и принимает её 2/3 голосов, либо выносит на референдум. Изменения в главы 3-8 Конституции принимаются посредством Законов РФ о поправках к Конституции.

В настоящее время такие законы были приняты по вопросам о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства, и об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы.

Видео (кликните для воспроизведения). Изменения в статью 65 Конституции (перечень субъектов РФ) вносятся Указом Президента РФ по итогам решения о переименовании субъекта РФ. Также изменения могут быть внесены на основе соответствующего федерального конституционного закона о принятии нового субъекта в состав РФ либо об изменения конституционно-правового статуса существующего субъекта РФ.

Законы РФ о поправках к Конституции[править | править исходный текст] Основная статья: Поправки к Конституции России Законы РФ о поправках к Конституции принимаются аналогично федеральным конституционным законам, но кроме одобрения 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы требуется одобрение ещё и законодательных органов 2/3 субъектов РФ (то есть не менее 54 регионов).

Закон должен быть подписан Президентом РФ в течение 14 дней и обнародован, после чего им в течение 1 месяца должны быть внесены изменения в текст Конституции. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Что выше по юридической силе кодекс или федеральный закон?

В нашей стране существует своеобразная иерархия законодательной базы, которая и определяет высшую юридическую силу определенных законов.

Конституция РФ наделяет федеральные законы высшей юридической силой. Говорить о том, что федеральный закон по своей юридической силе более значительный, нежели кодекс – невозможно. Данные понятие имеют равную юридическую силу, так как по своей сути кодекс – это свод своеобразных законодательных актов.

Иерархия нашей законодательной системы показывает такую структуру:

  • Кодекс;
  • Федеральный закон.
  • Конституция РФ;

Таким образом, все же становится очевидным тот факт, что кодекс имеет более существенную юридическую силу, хотя на практике, становится очевидным тот момент, что кодекс состоит из федеральных законов.

Признаки зафиксированных источников права

Исследователи выделяют особенностей в источниках права.

  1. Всеобщность, то есть охватывает все субъекты и объекты права;
  2. Устойчивость или неизменность в зависимости от времени и обстоятельств;
  3. Нормативность, то есть закрепленность в определенных нормах права;
  4. Прочность или как некоторые ученые указывают непоколебимость.
  5. Определенность, которая предполагает четкость прописанных позиций, невозможность двойной трактовки;
  6. Обязательность применения для всех участников правоотношений;

Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ответы:

nadezhda1972 Опубликовано19 октября 2018 в 17:04 Опубликовано19 октября 2018 в 17:04 По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Подзаконные акты могут быть подразделены на виды по юридической силе. Обычно выделяют следующие виды подзаконных актов: – указы и распоряжения Президента; – постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства по вопросам, отнесенным к его компетенции; – акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов; – акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений; – локальные нормативные акты – это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Помимо этого, иерархический структурный ряд состоит из четырех элементов: — федеральные законы; — указы Президента РФ; — постановления Правительства РФ; — нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.

По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов: — федеральные законы; — указы Президента РФ; — постановления Правительства РФ; — законы субъектов РФ; — нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти; — нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; — нормативные акты органов местного самоуправления; — локальные нормативные акты.Рекомендация эксперта1.

Постановления Правительства РФ 2. Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Письма Министерств РФ 3. Акты муниципалитета Указы Президиума ВС СССР по юридической силе находятся вне иерархии, так как нормативные постановления ВС РФ и ВАС РФ содержат нормы по толкованию других действующих норм.

Акты муниципалитета Указы Президиума ВС СССР по юридической силе находятся вне иерархии, так как нормативные постановления ВС РФ и ВАС РФ содержат нормы по толкованию других действующих норм. Елена А. Опубликовано19 октября 2018 в 17:14 Опубликовано19 октября 2018 в 17:14 По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.); 3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.); 4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов: 1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты; 2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных органов; 7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: — нормативные акты государственных органов; — нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); — нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); — нормативные акты, принятые на референдуме. Любовь_ Опубликовано19 октября 2018 в 19:11 Опубликовано19 октября 2018 в 19:11 Добрый день!

Нормативные правовые акты весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям. По юридической силе нормативные акты подразделяются на: законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ); подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).

В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов: акты органов представительной власти (законы и постановления); акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.). Нормативно-правовые акты, не утратившие силу, на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, НЕ противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.

Если представить подзаконные правовые акты в виде иерархической лестницы, то приказы находятся на нижней ступени, после указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства. Самой высшей инстанцией судебной власти является Конституционный Суд РФ.

Если говорить о приказах Министерств, то несмотря на «подчиненность» приказов актам, имеющим более высокую юридическую силу, значение приказов различных министерств и ведомств в процессе правового регулирования общественных правоотношений очень велико, поскольку они регламентируют как тот или иной закон, постановление и должны исполняться на практике. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, зарегистрированные Министерством юстиции РФ также обязательны для исполнения, как и приказы министерств.

Рекомендуем прочесть:  Куда идут деньги за капремонт

Что касается Указов Президиума ВС СССР, то Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Система Российского Законодательства: Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России. Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ — основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на: законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии), федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии).

Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы): федеральные конституционные законы, федеральные законы (включая кодексы), законы субъектов РФ. Например, в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу (за исключением случая, указанного в ч.6 ст. 76 Конституции РФ). Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам.

Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права. По сути кодекс позволяет свести множество правовых актов в один. На основе законов в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру.

К ним относятся акты: Президента РФ (указы, распоряжения), правительства (постановления, распоряжения), федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции), субъектов Российской Федерации. advokat Опубликовано20 октября 2018 в 00:12 Опубликовано20 октября 2018 в 00:12 Федеральный конституционный закон, федеральный закон, постановление Правительства РФ, Указы ВС СССР, постановления министерств РФ, постановления министерств СССР, письма и постановления министерств.

shurik203 Опубликовано20 октября 2018 в 10:43 Опубликовано20 октября 2018 в 10:43 Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает в себя (виды нормативно-правовых актов расположены в порядке убывания юридической силы): основы законодательства, Содержат важнейшие нормы — общеобязательные правила поведения — регулирующие отношения в определенной области.

Например, Основы жилищного законодательства.

кодексы, Объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права. Например, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Семейный кодекс. В кодексе нормы расположены в строго определенном порядке — вначале (Общая часть кодекса) расположены общие положения, лежащие в основе правовых отношений, затем (Особенная часть кодекса) раскрываются содержание этих отношений и их правовые последствия.

законы, Устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения.

Например, Закон РФ

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

.

указы и распоряжения Президента РФ, Указ — уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти.

Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ. Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица).

Например, Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» на 1998 — 2000 годы» — нормативный указ.

постановления и распоряжения Правительства РФ, Постановления Правительства РФ — так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

Распоряжения Правительства РФ — не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

акты министерств и ведомств, Иначе называемые — ведомственные акты — подзаконные акты: постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения — могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета).

Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности. Например,

«Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем»

, утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96 N 332.

акты субъектов Российской Федерации, Акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство.

Принимаются эти акты по широкому кругу вопросов — например, приватизации, бюджете, инвестициях, малом предпринимательстве, занятости населения и т.д.

и др. Например, Закон Московской области

«О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет»

. акты органов местного самоуправления.

Акты органов местного самоуправления отражают местную специфику и обязательны для исполнения в данной местности.

Законодательные акты и подзаконные акты К законодательным актам относятся основы законодательства, кодексы и законы. К подзаконным актам — постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств.

Указы и распоряжения Президента РФ образуют особую группу актов, подзаконными их не называют. aslaug Опубликовано20 октября 2018 в 14:06 Опубликовано20 октября 2018 в 14:06 Неотмененные правовые акты СССР и РСФСР применяются, если они не противоречат современному законодательству.

Анастасия Опубликовано21 октября 2018 в 15:28 Опубликовано21 октября 2018 в 15:28 По юридической значимости нормативно-правовые акты распределяются: Постановления Правительства РФ, Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Письма Министерств РФ, Акты муниципалитета В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе .

При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.

Вертикальное — распространение правовых норм от Конституции РФ до актов отдельных ведомств. При этом в вертикальной иерархии законодательство делится на федеральное, то есть применяемое на всей территории России, и региональное, то есть действующее в пределах субъектов РФ. Горизонтальное — это акты равной юридической силы, но имеющие силу в определённых обстоятельствах.

Например, законодательные акты субъектов РФ имеют равную юридическую силу, но действуют исключительно в пределах своего региона; другая ситуация — когда из двух нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства.

Классификация источников права

Огромное количество нормативных актов издаются руководящими органами и советами, действующими на предприятиях, в организациях или в учреждениях разных форм собственности.

Таким свойственно локальное действие — только в пределах того учреждения, в котором они были приняты.

Законодатель отмечает, что нормативные акты, по юридической силе действующие на одном предприятии, также должны в точности соответствовать Конституции государства, а также другим законам, которые действуют на его территории.

По сроку действия В зависимости от такого показателя, нормативные правовые акты также могут быть разделены. Любой документ, представленный в юридической практике, имеет определенный срок действия, который в обязательном порядке указывается в его содержании — это одно из требований к нормативным актам, представленных законодательством.

В общеобязательных правилах поведения – нормотворчество.

Нормотворчество имеет три способа: – правоустановительная деятельность полномочных государственных органов (например, Государственной думы в РФ); – нормотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента); – непосредственное нормотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни).

Содержание нормотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности нормотворческий (правотворческий) процесс. Это своего рода технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов.

Нормативные акты по юридической силе

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Распределите нормативные правовые акты по юридической силе | Помощь Юриста

Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования, конечно же, надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ.

Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере, формальным. Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие «юридической силы» документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто «юридическую силу» определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия.

Правоприменительный акт

– один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы. Назначение актов применения права вытекает из их названия – они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции.

Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон.

В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком.

В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др.

могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+