Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Нецелевое списание фонда капитального ремонта владельцем специальноо счета судебная практика

Нецелевое списание фонда капитального ремонта владельцем специальноо счета судебная практика

Нецелевое списание фонда капитального ремонта владельцем специальноо счета судебная практика

Спор с банком по вопросу операций по специальному счету для формирования фонда капитального ремонта

Практика капитального ремонта в многоквартирном доме с использованием денежных средств формируемых на специальном счете только формируется. Более того, специальных счетов в общем по стране открыто достаточно мало и пока понимание взносов на капитальный ремонт в общей массе на уровне очередного налога, а скорее некого оброка.Однако есть хорошие примеры в некоторых МКД, где не ожидая пока деньги на спецсчете превратятся в тыкву, решаются начать ими активно пользоваться.Так, решением общего собрания собственников помещений от 29.03.2016 было принято решение о проведении капитального ремонта и модернизации инженерной системы централизованной вентиляции в доме за счет средств фонда капитального ремонта.Во исполнение указанного решения собрания собственников, истцом был заключен договор № 2016-04-08 от 01.04.2016 с ООО «ЭЛКОВЕНТ» о проведении соответствующих работ.Денежных средств сформированных на специальном счете не хватило, чтобы расплатиться по обязательствам перед подрядчиком и ТСЖ «Панорама» расплатилось средствами резервного фонда на основании решения общего собрания членов ТСЖ.В последствии на специальном счете восстановился положительный баланс и ТСЖ обратилось в банк с требованием о перечислении денежных средств со специального счета на счета ТСЖ для восстановления средств резервного фонда.Банк отказал, так как данная операция противоречит. 1 ЖК РФ.ТСЖ обратилось в суд, который признал отказ незаконным и обязал банк исполнить поступившее от ТСЖ платежное поручение.Согласно ГК РФ, специальный счет открывается, в том числе, с учетом требований РФ, денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в ЖК РФ, а именно:• для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;• разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности),• оплаты услуг по строительному контролю,• погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных выше услуг, работ, уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами,• оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.Перечень операций по специальному счету указан в ЖК РФ.Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.Допущение о совершении иных операций по специальному счету на фоне того, что во всех перечисленных в ЖК РФ расходных операциях не называются конкретные получатели средств, списанных со специальных счетов, может свидетельствовать о том, что законодатель не исключает возможности финансирования управляющим (ТСЖ, УК) услуг и работ в рамках проведения капитального ремонта с последующим восполнением потраченных средств со специального счета при представлении обоснованного документального подтверждения понесенных расходов.Девятый апелляционный арбитражный суд г.Москвы в последствии подтвердил позиуию суда первой инстанции и жалобу банка отклонил.Правда у меня остался небольшой вопрос в виде проводимых работ – капитальный ремонт и модернизация вентиляции.На федеральном уровне перечень работ по капитальному ремонту указан в ЖК РФ:Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;3) ремонт крыши;4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;5) ремонт фасада;6) ремонт фундамента многоквартирного дома.В Москве перечень немного дополнен:1. Ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения.2.

Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения.3. Ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения.4. Ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения (горячего и холодного водоснабжения).5.

Ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения (канализации).6.

Ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.7. Ремонт крыши.8. Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.9. Ремонт фасада.9(1). Замена оконных блоков, расположенных в помещениях общего пользования в многоквартирном доме.10.

Ремонт фундамента.11. Ремонт внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонт пожарного водопровода.12.

Ремонт или замена мусоропровода, расположенного в местах общего пользования в многоквартирном доме.13. Ремонт или замена внутреннего водостока.14.

Разработка и проведение экспертизы проектной документации, в том числе авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, научное руководство проведением указанных работ в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, осуществление строительного контроля, проведение оценки соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824

«О принятии технического регламента Таможенного союза «

Безопасность лифтов».15.

Ремонт подъездов, направленный на восстановление их надлежащего состояния и проводимый при выполнении иных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП

«Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы»

пункт 11 Перечня работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт»Нигде про возможность капитального ремонта системы вентиляции не указано и не исключено, что могут возникнуть претензии о не целевом характере использования средств фонда капитального ремонта.

Кузьмин Д.Н. (юрист по вопросам ЖКХ)Специально для и естественно для новой площадки Яндекс ДЗЕН.

Деньги на капремонт списали за долги управляющей компании // Верховный суд решит, законны ли действия банка

Экономическая коллегия Верховного суда (ВС) решит, можно ли для погашения долга управляющей компании за коммунальные услуги списать деньги со специального счета для капремонта.

Это сделал банк по решению суда на основании исполнительного листа, с чем согласилась кассация. Управляющая компания возражает. Деньги на спецсчете носят целевой характер, ими нельзя погасить долг. Жалобу компании ВС рассмотрит в мае.Собственники помещений в доме в Архангельске решили формировать фонд капремонта на специальном счете в банке.

Жалобу компании ВС рассмотрит в мае.Собственники помещений в доме в Архангельске решили формировать фонд капремонта на специальном счете в банке. Владельцем счета собственники определили управляющую компанию ООО «Двинская слобода».

Но позже с этого счета по решению суда городское МУП «Водоканал» взыскало 209 тыс. руб. долга за воду. Банк списал эти деньги по исполнительному листу.«Двинская слобода» оспорила действия банка (дело № ). Первая инстанция и апелляция управляющую компанию поддержали.

Они исходили из того, что деньги на специальном счете — это деньги не компании, а собственников помещений в доме. У этих средств специальное назначение. Это платежи граждан на капремонт.

Списать деньги можно только по решению собственников. Закон о фонде содействия по реформированию ЖКХ запрещает нецелевое расходование денег на таких счетах. Банк не мог не знать о целевом характере счета, поэтому списание незаконно.Однако кассация отменила решения первой инстанции и апелляции и отказала «Двинской слободе».

Банк не мог не знать о целевом характере счета, поэтому списание незаконно.Однако кассация отменила решения первой инстанции и апелляции и отказала «Двинской слободе». В договоре между управляющей компанией и банком есть условие, что банк может списывать деньги без распоряжения клиента по решению суда.

А убытков у заявителя не возникло.В жалобе в ВС «Двинская слобода» просит оставить в силе решения первой инстанции и апелляции. Управляющая компания настаивает, что списывать средства банк не мог. Это нарушение Жилищного кодекса: нельзя обращать взыскание на средства на спецсчете по обязательствам владельца счета.

Действия банка противоречат целям формирования фонда капремонта и причиняет убытки собственникам помещений МКД.Жалобу компании на пересмотр передал судья Сергей Самуйлов.

Заседание назначено на 20 мая.Полный перечень дел, переданных на пересмотр с 8 по 12 апреля, см.

в конце поста . от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ

«О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

.

Тарифный план для обслуживания специального счета

Для владельцев специального счета для формирования капитального ремонта многоквартирного дома банк ВТБ предлагает для формирования фонда капитального ремонта. В рамках тарифного плана мы предлагаем владельцам специального счета воспользоваться наиболее востребованными и актуальными операциями и услугами.

Условия предоставления услуг и проведения операций приведены в разделе . Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах. Кредитная организация, в которой будет открыт счет регионального оператора, выбирается на конкурсной основе, в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ № 454 от 23.05.2016.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.01.2017 N 9-АПГ16-43

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕот 25 января 2017 г.

N 9-АПГ16-43Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составепредседательствующего Зинченко И.Н.,судей Калининой Л.А.

и Горчаковой Е.В.при секретаре Костереве Д.А.рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Законодательного Собрания Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 15 сентября 2016 года, которым удовлетворен административный иск заместителя прокурора Нижегородской области об оспаривании частей 2, 3 и 4 статьи 11 Закона Нижегородской области от 28 ноября 2013 года N 159-З

«Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области»

.Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н.

и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерацииустановила:22 ноября 2013 года Законодательным Собранием Нижегородской области принят и 28 ноября 2013 года губернатором Нижегородской области подписан Закон Нижегородской области N 159-З

«Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области»

.17 декабря 2015 года Законодательным Собранием Нижегородской области принят и 24 декабря 2015 года губернатором Нижегородской области подписан Закон Нижегородской области N 205-З, которым статья 11 Закона Нижегородской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» изложена в новой редакции. Данный закон официально опубликован 25 декабря 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.31 марта 2016 года Законодательным Собранием Нижегородской области принят и 6 апреля 2016 года губернатором Нижегородской области подписан Закон Нижегородской области N 43-З, которым статья 11 Закона Нижегородской области

«Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области»

дополнена частью 4. Данный закон официально опубликован 7 апреля 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Нижегородской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» услуги и (или) работы, не предусмотренные статьей 20 настоящего закона, связанные с формированием средств фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и их использованием, включая услуги по начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, приему платежей и переводу денежных средств, представлению платежных документов, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, на уплату взносов на капитальный ремонт, информационному взаимодействию с организациями, осуществляющими перевод денежных средств, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, оплачиваются за счет процентов, начисленных кредитными организациями за пользование денежными средствами, находящимися на счете регионального оператора.Согласно части 3 указанной статьи услуги и (или) работы, не предусмотренные статьей 20 оспариваемого Закона Нижегородской области, связанные с формированием средств фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого определен региональный оператор, и их использованием, включая услуги по открытию и содержанию специального счета, начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, приему платежей и переводу денежных средств, представлению платежных документов, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, информационному взаимодействию с организациями, осуществляющими перевод денежных средств, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, оплачиваются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете исходя из пеней, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме за ненадлежащее исполнение ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также процентов, начисленных кредитной организацией за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Нижегородской области

«Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области»

услуги и (или) работы, не предусмотренные статьей 20 настоящего закона, связанные с формированием средств фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и их использованием, включая услуги по начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, приему платежей и переводу денежных средств, представлению платежных документов, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, на уплату взносов на капитальный ремонт, информационному взаимодействию с организациями, осуществляющими перевод денежных средств, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, оплачиваются за счет процентов, начисленных кредитными организациями за пользование денежными средствами, находящимися на счете регионального оператора.Согласно части 3 указанной статьи услуги и (или) работы, не предусмотренные статьей 20 оспариваемого Закона Нижегородской области, связанные с формированием средств фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого определен региональный оператор, и их использованием, включая услуги по открытию и содержанию специального счета, начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, приему платежей и переводу денежных средств, представлению платежных документов, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, информационному взаимодействию с организациями, осуществляющими перевод денежных средств, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, оплачиваются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете исходя из пеней, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме за ненадлежащее исполнение ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также процентов, начисленных кредитной организацией за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете. Частью 4 этой же статьи закреплено, что факт оплаты собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт является его согласием на оплату услуг и (или) работ, предусмотренных частями 2 и 3 оспариваемого Закона Нижегородской области.Заместитель прокурора Нижегородской области обратился в суд с административным иском о признании приведенных норм недействующими со дня их принятия, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что данными нормами в нарушение норм жилищного законодательства предусмотрено использование средств фонда капитального ремонта на оплату услуг и (или) работ, не предусмотренных Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 20 оспариваемого Закона Нижегородской области, и не на иные, предусмотренные Жилищного кодекса Российской Федерации, цели, а также финансирование за счет этих средств деятельности самого регионального оператора.

По мнению административного истца, исполнение собственником помещения в многоквартирном доме обязанности по уплате взноса на капитальный ремонт не может обуславливать незаконное использование средств фонда капитального ремонта на цели, не предусмотренные Жилищным Российской Федерации и оспариваемым Законом Нижегородской области.Решением Нижегородского областного суда от 15 сентября 2016 года административный иск заместителя прокурора Нижегородской области удовлетворен.В апелляционной жалобе Законодательное Собрание Нижегородской области просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.В Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Данный перечень включает в себя: ) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ) ремонт крыши; ) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ) ремонт фасада; ) ремонт фундамента многоквартирного дома.

На основании Жилищного кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.Фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете ( Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в день вступления в силу Закона Нижегородской области от 24 декабря 2015 N 205-З). Согласно действующей редакции этой же фонд капитального ремонта образуют также проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со Жилищного кодекса Российской Федерации, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.В соответствии с Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных Жилищного кодекса Российской Федерации, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Согласно Жилищного кодекса Российской Федерации имущество регионального оператора формируется за счет: ) взносов учредителя; ) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; ) других не запрещенных законом источников. и Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном Жилищным Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с Жилищным Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.

Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в Жилищного кодекса Российской Федерации.В части 1 статьи 20 Закона Нижегородской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии со статьей 5 настоящего закона, включает в себя следующие услуги и (или) работы: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт и (или) осуществляемое в соответствии с частью 3 настоящей статьи утепление фасада; 6) замену признанных непригодными к применению коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 7) ремонт фундамента многоквартирного дома; 8) разработку проектной, научно-проектной (применительно к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации) документации для капитального ремонта; 8.1) проведение экспертизы проектной и (или) сметной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации; 9) разработку сметной документации на выполнение работ и (или) услуг по капитальному ремонту; 10) осуществление строительного контроля (технического надзора); 11) техническую инвентаризацию и паспортизацию многоквартирного дома после завершения проведения капитального ремонта общего имущества по всем видам работ, предусмотренных пунктами 1 — 7 части 1 настоящей статьи; 12) установку или замену признанных непригодными к применению узлов управления и регулирования потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 13) ремонт системы дымоудаления; 14) обследование технического состояния многоквартирного дома и (или) элементов многоквартирного дома и (или) инженерных систем многоквартирного дома специализированной организацией; 15) инженерные изыскания, проводимые специализированной организацией.В оспариваемых частях 2 и 3 статьи 11 Закона Нижегородской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» названы услуги и (или) работы, не предусмотренные статьей 20 настоящего закона, связанные с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта либо на счете регионального оператора, либо на специальном счете, владельцем которого определен региональный оператор.К данным услугам и (или) работам в указанных нормах отнесены услуги по открытию и содержанию специального счета, начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, приему платежей и переводу денежных средств, представлению платежных документов, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, на уплату взносов на капитальный ремонт, в том числе на специальный счет, информационному взаимодействию с организациями, осуществляющими перевод денежных средств, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.При этом оговорено, что данные услуги и (или) работы оплачиваются либо за счет процентов, начисленных кредитными организациями за пользование денежными средствами, находящимися на счете регионального оператора или на специальном счете, либо за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете исходя из пеней, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме за ненадлежащее исполнение ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что к средствам фонда капитального ремонта, к составу которых, среди прочих, относятся и пени, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, имеют целевой характер, подлежат использованию в соответствии с Жилищного кодекса Российской Федерации и не могут быть использованы на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора.Между тем в оспариваемых частях 2 и 3 статьи 11 Закона Нижегородской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» закреплено использование средств фонда капитального ремонта не для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 20 указанного Закона Нижегородской области, и не на иные, предусмотренные Жилищного кодекса Российской Федерации, цели, а на оплату услуг и (или) работ, связанных с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта которые, не являясь по своему содержанию услугами и (или) работами по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, ни в федеральный, ни в региональный перечень не включены.
При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в Жилищного кодекса Российской Федерации.В части 1 статьи 20 Закона Нижегородской области

«Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области»

перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии со статьей 5 настоящего закона, включает в себя следующие услуги и (или) работы: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт и (или) осуществляемое в соответствии с частью 3 настоящей статьи утепление фасада; 6) замену признанных непригодными к применению коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 7) ремонт фундамента многоквартирного дома; 8) разработку проектной, научно-проектной (применительно к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации) документации для капитального ремонта; 8.1) проведение экспертизы проектной и (или) сметной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации; 9) разработку сметной документации на выполнение работ и (или) услуг по капитальному ремонту; 10) осуществление строительного контроля (технического надзора); 11) техническую инвентаризацию и паспортизацию многоквартирного дома после завершения проведения капитального ремонта общего имущества по всем видам работ, предусмотренных пунктами 1 — 7 части 1 настоящей статьи; 12) установку или замену признанных непригодными к применению узлов управления и регулирования потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 13) ремонт системы дымоудаления; 14) обследование технического состояния многоквартирного дома и (или) элементов многоквартирного дома и (или) инженерных систем многоквартирного дома специализированной организацией; 15) инженерные изыскания, проводимые специализированной организацией.В оспариваемых частях 2 и 3 статьи 11 Закона Нижегородской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» названы услуги и (или) работы, не предусмотренные статьей 20 настоящего закона, связанные с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта либо на счете регионального оператора, либо на специальном счете, владельцем которого определен региональный оператор.К данным услугам и (или) работам в указанных нормах отнесены услуги по открытию и содержанию специального счета, начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, приему платежей и переводу денежных средств, представлению платежных документов, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, на уплату взносов на капитальный ремонт, в том числе на специальный счет, информационному взаимодействию с организациями, осуществляющими перевод денежных средств, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.При этом оговорено, что данные услуги и (или) работы оплачиваются либо за счет процентов, начисленных кредитными организациями за пользование денежными средствами, находящимися на счете регионального оператора или на специальном счете, либо за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете исходя из пеней, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме за ненадлежащее исполнение ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что к средствам фонда капитального ремонта, к составу которых, среди прочих, относятся и пени, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, имеют целевой характер, подлежат использованию в соответствии с Жилищного кодекса Российской Федерации и не могут быть использованы на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора.Между тем в оспариваемых частях 2 и 3 статьи 11 Закона Нижегородской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» закреплено использование средств фонда капитального ремонта не для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 20 указанного Закона Нижегородской области, и не на иные, предусмотренные Жилищного кодекса Российской Федерации, цели, а на оплату услуг и (или) работ, связанных с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта которые, не являясь по своему содержанию услугами и (или) работами по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, ни в федеральный, ни в региональный перечень не включены.

При этом перечень услуг и (или) работ, связанных с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта, приведенный в оспариваемых частях 2 и 3 статьи 11 Закона Нижегородской области

«Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области»

, не является исчерпывающим.Также Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с выводом суда первой инстанции о противоречии нормам, имеющим большую юридическую силу, части 4 статьи 11 Закона Нижегородской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области», поскольку факт исполнения собственником помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению платы за жилое помещение, включающей взнос на капитальный ремонт, с наличием которого данная норма связывает его согласие на оплату спорных услуг и (или) работ, таким согласием являться не может, равно как не может обуславливать возникновение у регионального оператора права финансирования своих административно-хозяйственных расходов за счет сформированных собственниками помещений в многоквартирном доме средств фонда капитального ремонта.Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы Законодательного Собрания Нижегородской области не имеется.Указанные доводы полностью повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, которой в решении суда дана правильная оценка.

Данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, в частности , и — Жилищного кодекса Российской Федерации, поэтому служить поводом для отмены обжалуемого решения суда не могут.На основании изложенного, руководствуясь Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерацииопределила:решение Нижегородского областного суда от 15 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Законодательного Собрания Нижегородской области — без удовлетворения.——————————————————————

Средства фонда капитального ремонта – целевые

Прежде всего, необходимо отметить главное – средства фонда капитального ремонта многоквартирного дома являются целевыми и могут использоваться только для:

  1. погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
  2. оплаты услуг по строительному контролю;
  3. оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  4. разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с о градостроительной деятельности);

При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами ().Частью установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, а именно:

  1. ремонт крыши;
  2. ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  3. ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  4. ремонт фундамента многоквартирного дома.
  5. ремонт фасада;
  6. ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

Т.е. средства фонда капитального ремонта не могут быть потрачены на иные цели, кроме как указанные выше. Расходование средств фонда на содержание и текущий ремонт общего имущества недопустимо.

Например, вне зависимости от косметического состояния подъездов, их ремонт за счет средств фонда капитального ремонта не может быть проведен.

Обязательность поступления денег за капремонт напрямую на специальный счет

Казалось бы, все вопросы по капитальному ремонту МКД уже не раз обсуждались и комментировались на разных уровнях: в кабинетах Минстроя и других министерств, в кабинетах жилищных инспекций, на форумах в интернете и, конечно же, в судах, где, обычно, в конечном итоге, и рождается истина в нашей стране.Но находятся правоприменители, которые читают законы по-иному, чем остальные. Вот такое иное толкование норм жилищного законодательства коснулось и вопроса об обязательности поступления взносов по капитальному ремонту напрямую на специальный счет по капремонту.Когда владельцем специального счета является региональный оператор, о порядке уплаты взносов подробно прописано в статье 171 ЖК РФ, в которой говорится о том, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Здесь нормы ЖК толкуются однозначно и вопросов обычно не возникает: региональный оператор выставляет собственникам платежные документы, в котором прямо указаны его реквизиты для перечисления взносов на капитальный ремонт.Спорный вопрос, в основном, касается тех случаев, когда владельцем специального счета является управляющая организация.Исходя из смысла статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ), взносы на капитальный ремонт МКД являются составной частью платы за жилищно-коммунальные услуги.

Здесь нормы ЖК толкуются однозначно и вопросов обычно не возникает: региональный оператор выставляет собственникам платежные документы, в котором прямо указаны его реквизиты для перечисления взносов на капитальный ремонт.Спорный вопрос, в основном, касается тех случаев, когда владельцем специального счета является управляющая организация.Исходя из смысла статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ), взносы на капитальный ремонт МКД являются составной частью платы за жилищно-коммунальные услуги. В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилищно-коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.Пунктом 3 ст. 170 ЖК РФ установлено, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

  1. перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
  2. перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
Рекомендуем прочесть:  Составить бизнес план по ип 20 30 стр

Пунктом 2 ст.

175 ЖК РФ установлены организации, которые могут являться владельцами специального счета:

  1. региональный оператор по капитальному ремонту
  2. управляющая организация, управляющая МКД на основании договора управления
  3. жилищный кооператив
  4. товарищество собственников жилья, осуществляющее управление МКД

Специальный счет на капитальный ремонт является отличным от расчетного банковского счета и имеет особый статус по закону, а именно: права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений согласно ст.

36 ЖК РФ, на них не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца специального счета (исключение- случаи, связанные с капитальным ремонтом общего имущества).

И в случае признания владельца банкротом денежные средства, находящиеся на специальном счете, не включаются в конкурсную массу, что предусмотрено ст. 175 ЖК РФ.Зачастую при выставлении платежных документов формируется единый платежный документ, в который также включены и взносы на капитальный ремонт, что не противоречит закону и об этом имеется судебная практика. Этот момент уже разбирали в статье нашего блога.

Прямого запрета на поступление денежных средств на расчетный счет управляющей организации, а затем их перечислению на специальный счет законодательство не содержит.

В нормах Жилищного кодекса РФ, касающихся уплаты взносов по капитальному ремонту не уточняется, что взносы на капитальный ремонт должны поступать напрямую на специальный счет, минуя при этом расчетный счет владельца специального счета или кассу (при внесении наличных денежных средств в собственную кассу управляющей организации).

Этот спорный момент просто-напросто забыли конкретизировать наши законодатели в случае с владельцем счета – управляющей организацией, что с ними случается нередко.Хотя, думается, что законодатели, принимая изменения в жилищное законодательство по капитальному ремонту, предполагали все-таки именно прямое поступление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, во избежание злоупотреблений со стороны управляющих организация в виде использования данных средств на иные цели: ведь всегда могут найтись более срочные нужды, чем капитальный ремонт, который будет проводиться через какое-то время и даже через несколько лет.

Да и денежные средства фонда капитального ремонта являются целевыми, о чем прописано в законе, и нецелевое их использование запрещается, что также подтверждается предусмотренной законом строгой отчетностью перед надзорными органами и региональным оператором о сумме собранных средств и их расходовании. А при поступлении взносов на расчетный счет или кассу управляющей организации вполне может произойти ситуация, когда эти средства могут быть арестованы по каким-либо исполнительным производствам.Пунктом 3 ст. 172 ЖК РФ установлено, что владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.А в соответствии пунктом 8 ст.

173 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 ЖК РФ, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.То есть, если денежные средства собственников, составляющих взносы на капитальный ремонт, не находятся на специальном счете, у надзорного органа есть право по истечении 5 месяцев после направления уведомления о погашении долга, при непогашении задолженности и непредоставлении документов об этом, уведомить об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета (пункт 10 ст. 173 ЖК РФ).Таким образом, владелец специального счета отвечает не только за надлежащий порядок сбора и в полном объеме сбор взносов за капитальный ремонт, но и за сохранность и целевое расходование фонда капитального ремонта, именно посредством специального счета, денежные средства на котором и составляют фонд капитального ремонта конкретного МКД.Как всегда, все спорные моменты в Российской Федерации решаются в судебном порядке. Только иногда внутреннее убеждение различных судей частенько противоположное и всегда нужно подробно изучать практику апелляционного суда своего региона, и арбитража своего округа, если не имеется по аналогичному спору какого-либо судебного акта Верховного суда РФ или Пленума ВС РФ.

К сожалению, обязательные для исполнения всеми судами Пленумы ВС РФ не принимаются высшим судом хотя бы раз в два года. Хотя при нынешнем стремительном изменении законодательства РФ (особенно сфере ЖКХ и налоговой сфере), наверное, это было бы целесообразным для единообразия судебной практики нижестоящих судов. Но имеем то, что имеем, не в наших силах повлиять на это… Поэтому судебные разбирательства многочисленны, особенно, в неоднозначной и зарегулированной изменениями сфере ЖКХ.И так, судебная практика по рассматриваемому вопросу следующая.Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2017 г.

по делу № А45-2581/2017: «Оценив представленные в дело доказательства по правиламстатьи 71АПК РФ и руководствуясь положениямистатей 170,172,173ЖК РФ, суд первой инстанции установил, что задолженность в размере, указанном в уведомлении от 14.12.2015 № 6907/48-09, в установленный пятимесячный срок собственниками помещений в МКД погашена не была,формирование фонда капитального ремонта в МКД осуществлялось Товариществом ненадлежащим образом, в том числе денежные средства в объеме, поступившем от собственников помещений на специальный счет не вносились (выписка операций по лицевому счету за период с 01.08.2014-19.12.2016), а поступали в кассу заявителя (приходные кассовые ордера) и расходовались без использования специального счета,и пришел к верному выводу о наличии у Инспекции правового основания по уведомлению органа местного самоуправления (Мэрии) о не погашении задолженности на капитальный ремонт собственниками помещений МКД с целью принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в соответствии счастью 10 статьи 173ЖК РФ.Поскольку наступление правовых последствий по определению МКД на счет регионального оператора действующее законодательство связывает с непогашением задолженности в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, по истечении 5-и месячного срока после получения владельцем специального счета такого уведомления,суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для изменения способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора».Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2017 г.

№ 17АП-5276/2017-АК по делу № А71-17393/2016:

«Согласно информации, представленной в рамках проверки, денежные средства, поступившие по строке «

капитальный ремонт», предъявляемые собственникам помещений указанного многоквартирного дома направлены на формирование фонда капитального ремонта в рамках действующей региональной системы капитального ремонта Удмуртской Республики в соответствии сост.

169Жилищного кодекса Российской Федерации.При этом владельцем специального счета представлены счета-извещения по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома № 218 по ул.

Удмуртская с указанием реквизитов счета платежного агента (ООО «Республиканский расчетный центр»).Следовательно, ООО «Городская УК»не обеспечена сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта МКД,расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 218,поскольку на специальный счет № 40705810738130000612 не поступили уплаченные на счет ООО «Республиканский расчетный центр» взносы собственников помещений указанного домав размере 87 289 руб.

71 коп».А вот интересное решение, когда общим собранием собственников принято решение о формировании фонда капитального ремонта на расчетном счете управляющей компании.

Но, скорее всего, это больше исключение, чем правило, в сложившейся судебной практике.Постановление арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2017 г. № Ф09-5907/17 А07-24481/2016: «Проверив законность судебных актов в порядкест.

286Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением жителя дома № 49 по ул.

Достоевского в г. Уфа (далее — спорный многоквартирный дом) относительно выставления ему платежных документов на оплату взноса на капитальный ремонт одновременно двумя организациями, в том числе некоммерческой организацией, комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении последней.В ходе проверки установлено, что некоммерческая организация осуществляет начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.Вместе с тем вступившим в законную силу апелляционным определением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 11.04.2016 по делу № 11-29/16 отменено решение мирового судьи судебного участка № 1 судебного района Ленинский район города Уфы от 28.10.2015 о солидарном взыскании в пользу заявителя с собственников одной квартиры спорного многоквартирного дома Тругмана В.В., Тругман Л.А. и Давтян А.В. задолженности по оплате на капитальный ремонт, в удовлетворении иска отказано.Судом отмечено, что собственниками помещений спорного многоквартирного дома 30.01.2014принято решение о размещении отчислений на капитальный ремонт дома на индивидуальном расчетном счете управляющей компании, то есть, фактически собственниками реализовано право выбора способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств на капитальный ремонт обществу УК «Эталон», и оснований для признания недействительным указанного решения не имеется.По результатам проверки некоммерческой организации комитетом выдано предписание об устранении выявленного нарушения в срок до 10.11.2016 путем прекращения сбора денежных средств по статье «Капитальный ремонт» по спорному многоквартирному дому.Полагая, что предписание незаконно и нарушает его права и законные интересы в предпринимательской сфере, некоммерческая организация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия оснований для признания предписания недействительным.Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.Статьей 170Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта, в том числе перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.В соответствии сп. 3 ч. 2 ст. 175Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.Частью 6 статьи 5Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 № 694-з

«Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан»

предусмотрено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.Судами установлено, что собственники помещений спорного многоквартирного дома 30.01.2014 реализовали свое право на принятие решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем размещения отчислений на индивидуальном расчетном счете управляющей организации — общества с ограниченной ответственностью «Уютный дом».Протоколом от 19.02.2015 N 02 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме зафиксировано решение о выборе управляющей организации — общества УК «Эталон» и о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома путем перечисления взносов на специальный счет, принадлежащий названному обществу.Указанное решение общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома не оспорено и не признано недействительным.Также судами отмечено, что спорный многоквартирный дом 30.11.2016 включен в реестр специальных счетов и согласно реестра отчетов по специальным счетам по состоянию на декабрь 2016 года фонд капитального ремонта в спорном многоквартирном доме формируется на специальном счете.С учетом изложенного суды обеих инстанций, признав неправомерным начисление некоммерческой организацией взносов на капитальный ремонт общего имущества спорного многоквартирного дома, согласились с соответствующим выводом комитета и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных некоммерческой организацией требований.Доводы некоммерческой организации о нарушении собственниками помещений в многоквартирном доме порядка реализации права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта ввиду нарушения установленного законом срока представления в орган государственного жилищного надзора уведомления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что в силуч.

1 ст. 172Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта возложена на владельца специального счета, а не на собственников помещений многоквартирного дома, следовательно, оснований для признания соответствующего решения собственников принятым с нарушением установленного порядка не имеется».И еще одно интересное решение, правда о взыскании неосновательного обогащения в виде неизрасходованных взносов на капитальный ремонт.Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 мая 2017 г.

№ Ф09-653/17 по делу № А71-15894/2015:«Принимая во внимание, что денежные средства, перечисленные в качестве платы за капитальный и текущий ремонт многоквартирного дома, не поступают в собственность управляющей организации, а являются собственностью плательщиков, и могут быть потрачены управляющей организацией строго по целевому назначению и только по решению общего собрания собственников, в случае расторжения с управляющей организацией договора на управление многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом управляющая организация утрачивает правовые основания для дальнейшего удержания денежных средств, суды, проанализировав представленные в материалы дела доказательства в порядкест.

71Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу об обоснованности исковых требований.Возражения ответчика относительно необходимости перечисления спорных денежных средств исключительно на специальный счет, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку после прекращения полномочий управляющей компании у ответчика отсутствуют законные основания для дальнейшего удержания денежных средств, полученных от жителей многоквартирного дома на капитальный (текущий) ремонт. Дальнейшее движение спорных денежных средств лежит вне зоны правового интереса ответчика».Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно рекомендовать владельцам специального счета по капитальному ремонту не искать между строк в нормах закона несуществующее толкование прямых норм, а исходить из разумного их толкования. То есть, при принятии собственниками решения на общем собрании о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и при выборе управляющей организации его владельцем, открывать в установленном порядке специальный счет в уполномоченном банке и производить начисление и сбор взносов на капитальный ремонт МКД напрямую на специальный счет, минуя расчетные счета управляющей организации.В противном случае, неблагоприятные последствия для управляющей организации со стороны надзорных органов могут перевесить сиюминутное стремление воспользоваться денежными средствами фонда капитального ремонта и решить какие-то текущие проблемы дома.

А это может привести к судебным разбирательствам и утрате в дальнейшем права быть владельцем специального счета по капремонту МКД, что, несомненно, не порадует и не сделает лояльнее к управляющей организации собственников помещений многоквартирных домов.С уважением, Ильмира Носик.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+