Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Категории земель в рф кратко

Категории земель в рф кратко

Категории земель в рф кратко

Процедура определения вида и назначения участка


В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О переводе земель…» процедура присвоения категории и, соответственно, определения целевого назначения и вида использования будет осуществляться следующим образом.Лицо, заинтересованное в переводе земель в другую категорию или присвоении ему категории (если такая по каким-то причинам не была установлена), определении вида и назначения участка, подает заявление с указанием всех конкретных данных на участок в уполномоченные органы.Заявление предоставляется в форме ходатайства, в котором необходимо отразить не только сведения о конкретном участке (его адрес расположения, действующее в отношении него право собственности или пользования с указанием даты возникновения, кадастровый номер, установленная категория или ее отсутствие с объяснением причины отсутствия данных, обоснование причины перевода участка из одной категории в другую).

Соотношение деления земель по категориям и разрешенным видам использования

Понятие «разрешенного использования земель» намного шире категорий – для каждой категории может быть предусмотрено несколько видов использования. Определение указанных видов соответствует принципам территориального зонирования территорий, каждый вид использования соотносится с определенной зоной.

Общий перечень разрешенных видов пользования землей установлен системой классификаторов. Основной целью установления вида разрешенного использования является конкретизация правового статуса участка земли для вовлечения его в хозяйственный оборот.

Субъект, осуществляющий владение или пользование участком земли, обязан подчиняться ограничениям, которые возлагаются на него исходя из разрешенного вида пользования принадлежащей ему земли, а также условиям режима территориальной зоны.

Подведем итоги

Такие государственные мероприятия, как учет всех земельных участков, разделение их на категории, установление ограничений на использование и пр., преследуют важную цель — охрану ценного природного ресурса, количество которого по объективным причинам ограничено.Нарушение установленных законом предписаний будет иметь для собственника ряд неприятных последствий. Самым легким из них будет штраф. Самым суровым — лишение собственности, то есть изъятие участка в пользу государства.Подобные меры также свидетельствуют об особом внимании властей к сохранению земельного фонда.ВконтактеFacebookTwitterGoogle+ОдноклассникиМой мир

Что будет, если использовать землю не по назначению

Правовой режим — это система запретов, ограничений, разрешений и обязанностей.

Владельцы земель сельскохозяйственной категории обязаны:

  • поддерживать оптимальное состояние мелиорированных земель;
  • принимать меры по недопущению любых воздействий на земельный участок, которые могут привести к существенным потерям плодородия и других значимых свойств;
  • использовать землю в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

Владельцы земель сельскохоз назначения имеют право:

  • выходить с ходатайством об изменении статуса, категории и разрешенного использования земель.
  • приобретать, продавать, дарить, передавать в наследство принадлежащие им участки;
  • получать от государства бесплатно или на возмездной основе земли данной категории в собственность или в пользование;

Основные ограничения и запреты можно свести к следующему:

  1. Не использование земель с/х назначения запрещено. Это требование распространяется на любые участки, находящиеся во владении физических и юридических лиц.

    Не использовать землю может только государство, которое владеет землями ГосЗемЗапаса и участками резерва;

  2. Произвольный перевод с/х земель в другую категорию или разрешенное использование запрещен и наказуем;
  3. Существуют ограничения по срокам и содержанию аренды. Законом определяются максимальные и минимальные сроки, а также режим использования участков;
  4. Иностранные граждане в обороте сельскохозяйственной земли участвовать не могут. Однако они могут брать землю в аренду и использовать её по назначению, выполняя все обязанности по поддержанию участков в надлежащем состоянии;
  5. При территориальном зонировании определяются особо ценные земельные участки, изъятые из оборота.

    Они находятся в списках территорий, запрещенных к приватизации. Изымают из оборота и нарушенные земли, которые переводятся в залежь до момента восстановления плодородия и иных значимых свойств.

Обратите внимание, что не выполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей влечёт за собой предусмотренное законом наказание в виде, штрафов, уголовной ответственности и иных мер, включая материальную ответственность, носящую компенсационный характер. Летом 2016 года был упрощен порядок изъятия земли, которая не используется вовсе или с какими-либо нарушениями.

По данным министерства с/х хозяйства, после введения этих поправок в оборот было возвращено более 120 тыс.

гектар земель.

Порядок изменения категории земельных участков

Подайте ходатайства в органы местного управления или исполнительной власти.

В прошении укажите: � кадастровый номер объекта; � документы, которые подтверждают права на участок; � к какой категории относится земля; � в какую категорию следует перевести участок; � причины и основания для перевода. Вместе с ходатайством подайте пакет документов: � выписку из ЕГРН или кадастровый паспорт объекта; � если заявитель физическое лицо — копию паспорта, если юридическое — выписку из реестра юрлиц, если ИП — выписку из госреестра ИП; � договор, справку, или другие документы, которые подтверждают права на недвижимость, или согласие на перевод правообладателя; � при необходимости, заключение экологов.
Вместе с ходатайством подайте пакет документов: � выписку из ЕГРН или кадастровый паспорт объекта; � если заявитель физическое лицо — копию паспорта, если юридическое — выписку из реестра юрлиц, если ИП — выписку из госреестра ИП; � договор, справку, или другие документы, которые подтверждают права на недвижимость, или согласие на перевод правообладателя; � при необходимости, заключение экологов.

Важно! Если земли переводят в категорию охраняемых природных территорий, согласие правообладателей не требуется.

В таком случае участки не изымаются у собственника, а лишь меняются правила пользования. Подобная процедура проводится и при изменении границ населенных пунктов.

Органы местного или центрального управления рассматривают ходатайство от 1 до 3 месяцев, сроки варьируются в зависимости от исходных характеристик участка и сложности ситуации. Если прошение удовлетворяют, земельный участок ставят на государственный кадастровый учет в другой категории.

Такая процедура по закону должна занимать 12 дней, но на практике затягивается на более длительный срок. После перевода не нужно переоформлять правоустанавливающие документы на участок.

Земельные вопросы

Земельный фонд нашей страны составляет 1709,82 млн.

га земли[11]. Согласно российскому законодательству земли делятся на категории по целевому назначению, и каждый конкретный участок может быть отнесен только к одной категории земель[4]. Нецелевое использование земель запрещено (ст.

7 п. 2 ЗК РФ). Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), ст. 7[9] определяет семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио и телевещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земельное законодательство РФ довольно сложное, спорное, имеет не до конца решенные вопросы, связанные с переходом от старых норм, характерных для СССР [8], к зонированию территорий, применяемому в рыночной экономике.

При этом, порядок проведения зонирования устанавливается разными федеральными законами [3].

Пытаясь слить воедино старые постулаты и нововведения, законодатели приняли в 2015 году новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России № 540 от 1 сентября 2014 г.

[5]. Все виды разрешенного использования земельных (ВРИ) участков после вступления классификатора в силу с 24 декабря 2014 г. определяются в соответствии с этим классификатором.

Распределение земель по категориям Информация о распределении земель на категории публикуется на сайте Росреестра (Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии) . Наибольшую часть земельного фонда страны на 1 января 2014 года составляют земли лесного фонда — 1122,3 млн. га (65,6 %) и сельскохозяйственного назначения — 386,5 млн.

га (22,6 %). Общая площадь земель населенных пунктов равняется 20,0 млн.

га или 1,2 % всех земель РФ. Категории земель — таблица с определениями и основными характеристиками Категории земель по целевому назначению Определение и состав земель Земли сельскохозяйственного назначения (Глава XIV ЗК РФ) Земли, которые находятся за границами населенного пункта, предоставленные и предназначенные для нужд сельского хозяйства.

Состав: 1) сельскохозяйственные угодья; 2) земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия; 3) земли, занятые водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли населенных пунктов (Глава ХV ЗК РФ) Земли, предназначенные и используемые для застройки и развития населенных пунктов.

Земли городских и сельских населенных пунктов отделены границами от земель иных категорий Включают земельные участки, отнесенные к территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Земли промышленности и иного специального назначения (Глава XVI ЗК РФ) Земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

Состав: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения. Земли особо охраняемых территорий и объектов (Глава XVII ЗК РФ) Земли: — имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, — изъятые, в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления, полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, для которых установлен особый правовой режим.

Относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.

Земли лесного фонда (Глава XVIII, ст. 101 ЗК РФ) Земли: — покрытые лесной растительностью, — предназначенные для восстановления леса (вырубки, гари, редины, прогалины и другие), — нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Земли водного фонда (Глава XVIII, ст. 102 ЗК РФ) Земли, занятые водоемами, ледниками, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также выделенные под водоохранные зоны и полосы отвода по берегам водоемов [1].

Относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Земли запаса (Глава XVIII, ст.

103 ЗК РФ) Земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Перевод земель из одной категории в другую Возможность и порядок перевода земельных участков из одной категории в другую определены ст.

8 ЗК РФ и ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

[2].

Речь идет не об изменении вида разрешенного использования земли, а об изменении категории, что намного сложнее.

Такой перевод осуществляется уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности на землю и категории земель.

Органы уполномоченные принимать решение о переводе земель из одной категории в другую Форма собственности на земельные участки и категория земель Правительство Российской Федерации Земли в федеральной собственности Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1) Земли в собственности субъектов РФ; 2) Земли сельхозназначения в муниципальной собственности; 3) Земли сельхозназначения в частной собственности Органы местного самоуправления 1) Земли муниципальной собственности, за исключением земель сельхозназначения; 2) Земли частной собственности, за исключением земель сельхозназначения Заинтересованное лицо инициирует процесс смены категории земельного участка, направляя в соответствующий орган ходатайство о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В заявлении указывается: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) текущая категория земель, к которой земельный участок принадлежит; 3) категория земель, в которую планируется перевести земельный участок; 3) обоснование перевода; 4) права на земельный участок.

Вместе с ходатайством необходимо предоставить: 1) выписку из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка; 2) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество; 3) заключение государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 4) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (паспорта, выписки из ЕГРИП или из ЕГРЮЛ); 5) согласие правообладателя земельного участка [2]. Сроки рассмотрения ходатайства варьируются от 1 до 3 месяцев.

Перевод считается состоявшимся от даты постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Такая процедура по закону должна занимать 12 дней.

Но на практике правообладатели земельных участков уведомляются о внесенных изменениях в более длительные сроки.

После перевода земельного участка из одной категории в другую переоформление правоустанавливающих документов на него не требуется. Источники литературы и информации:

  • Чубуков, Г. В. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Г. В. Чубуков, М. Ю. Тихомиров – М. – Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. – Режим доступа: .
  • Обзор нового классификатора видов разрешенного использования земельных участков (проблемные вопросы применения) – Режим доступа: .
  • О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2014) . – Режим доступа: .
  • Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков / Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 – Режим доступа: .
  • ГОСТ 26640-85. Земли. Термины и определения. – Режим доступа: =.
  • Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ (действующая редакция от 08.03.2015). – Режим доступа: .
  • Публичная кадастровая карта. – Режим доступа: .
  • Павлов, П.Н. Правовое регулирование зонирования территорий в Российской Федерации / П. Н. Павлов// Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование» – 2004 г. — № 1 (18). – Режим доступа: .
  • Земельный фонд Российской Федерации на 1 января 2013 г. / Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). – Москва. – 2013 г. – Режим доступа: .
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) – Режим доступа: .
  • Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик / Закон СССР от 13.12.1968 № 3401 3401-VII — Режим доступа: .

Возможна ли смена категории земельного участка

В соответствии с законодательством РФ, возможен перевод территории из одной категории в другую и смена ее назначения. Порядок процедуры регламентирует закон № 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

.

К распространенным причинам изменения категории земельного участка относят: расширение населенного пункта за счет прилегающих к нему земель сельскохозяйственного назначения; перевод промышленных объектов в другие категории по проекту рекультивации; территории, которые ранее относились к заповедникам, утратили свои исключительные характеристики; леса и земли водного фонда могут перевести в категорию охраняемых зон или использовать под объекты государственного значения.

Другой комментарий к Ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации

1.

Все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Вследствие различия природных, климатических и иных условий земли имеют разное качество, отличаются друг от друга своими природными характеристиками и показателями, имеют неодинаковое экономическое и социальное значение в жизни общества.
Вследствие различия природных, климатических и иных условий земли имеют разное качество, отличаются друг от друга своими природными характеристиками и показателями, имеют неодинаковое экономическое и социальное значение в жизни общества.

Применительно к некоторым землям на первый план выходит их значение для охраны окружающей среды. Категория земель — это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.

В основе выделения почти всех категорий земель лежит их целевое назначение (). Определение целей, для которых могут использоваться земли, является объективно необходимым, с тем чтобы правильно организовать процесс их использования. Что касается земель населенных пунктов, то они выделяются в качестве самостоятельной категории земель в зависимости от их функционального, а не целевого назначения, поскольку в их составе есть земли, используемые в самых разных целях.

Земли запаса — категория земель, целевое назначение которой не определено. Закрепляя принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, земельное законодательство связывает его с учетом трех основных факторов: природных, социальных и экономических.

Статья 7 ЗК РФ выделяет семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли могут использоваться в качестве средства производства или как пространственный территориальный базис. Поэтому они делятся на две основные группы. Все категории земель, кроме земель запаса, так как их целевое назначение не определено, могут быть отнесены к соответствующей группе.

Как средство производства преимущественно используются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. Иные категории земель преимущественно используются в качестве пространственного базиса. Земли особо охраняемых территорий и объектов могут выполнять как функцию средства производства, так и пространственного территориального базиса.

Не существует какой-либо иерархической подчиненности одних категорий земель по отношению к другим. Действует принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Причем установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий (подп.

6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Существующий правовой режим категорий и видов земель в ряде случаев можно назвать коллизионным. Нередко возникают проблемы, связанные с решением вопроса о том, правовой режим какой именно категории земель следует применять в отношении некоторых земель. Приведем некоторые примеры. Так, не урегулирован в законодательстве правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Приведем некоторые примеры. Так, не урегулирован в законодательстве правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земельное законодательство не регламентирует режим указанных земель, ограничиваясь самыми общими формулировками : земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Между тем целевое использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями, прямо противоположно целевому использованию сельскохозяйственных угодий.

Эти земли используются только как пространственный территориальный базис, а не как средство производства. подразделил сельскохозяйственные угодья на пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), однако различия в их правовом режиме не отражены в земельном законодательстве. Существует противоречие содержания ст.

78 ЗК РФ, которая определяет цели использования земель сельскохозяйственного назначения, и , допускающей возможность предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, также и для дачного строительства. Возникает вопрос: как совместить целевое использование земель для дачного строительства с целевым назначением земель сельскохозяйственного назначения, и прежде всего сельскохозяйственных угодий?

Земли населенных пунктов согласно и нормам градостроительного законодательства подразделяются на территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные территориальные зоны. Эти зоны фактически имеют правовой режим, аналогичный правовому режиму соответствующих категорий земель. В то же время это земли населенных пунктов.

По существу, к указанным зонам применяется двойной правовой режим.

Эта коллизия разрешена в ЗК РФ только по отношению к зонам особо охраняемых территорий. Так, согласно п. 10 ст. 85 ЗК РФ земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст.

94-100 ЗК РФ в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов. Двойной правовой режим имеют земельные участки, на которых расположены гидроэлектростанции.

признает землями энергетики земельные участки для размещения гидроэлектростанций.

Однако относит к землям водного фонда земли, выделяемые для гидротехнических сооружений.

Земли водного фонда могут использоваться для энергетических нужд при соблюдении установленных требований.

Отнюдь не однороден правовой режим земель обороны. Целевое использование этих земель вовсе не ограничивается теми целями, которые перечислены в п.

2 ст. 93 ЗК РФ. Для обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий) и других целей. В то же время на больших площадях земель обороны произрастают леса, и эти земли могут использоваться для лесохозяйственных целей. Таким образом, на эти земли также распространяется правовой режим земель лесного фонда.

Земли обороны и безопасности могут использоваться для ведения сельского хозяйства и в иных целях.

В соответствии с п. 5 ст. 93 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов также не имеют однозначно одинакового правового режима. Правовой режим этих земель «накладывается» на правовой режим практически всех имеющихся категорий земель в пределах границ территорий, объявленных лечебно-оздоровительными местностями и курортами.

Двойной правовой режим имеют учебно-туристические тропы и трассы, которые ст. 98 ЗК РФ рассматривает как земли рекреационного назначения.

Они могут располагаться на землях, отнесенных к самым разным категориям земель.

Поэтому использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов.

В этом случае указанные земельные участки не изымаются из использования. Однако на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о том, как определяется правовой режим земель. Понятие «правовой режим земель» имеет принципиальное значение для того, чтобы уяснить те правовые средства, с помощью которых земельное законодательство регулирует широкий спектр земельных отношений. Использование данной правовой категории позволяет выявить сущность всего земельного права, поскольку именно понятие «правовой режим земель» отражает особый характер правового регулирования использования и охраны земель, определяет земельный правопорядок в стране.
Использование данной правовой категории позволяет выявить сущность всего земельного права, поскольку именно понятие «правовой режим земель» отражает особый характер правового регулирования использования и охраны земель, определяет земельный правопорядок в стране.

Содержание данного понятия имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Суть правового режима конкретного земельного участка чрезвычайно важна для его собственника, владельца, пользователя или арендатора. Лицо, использующее земельный участок, по вполне понятным причинам должно знать, какими правами на него оно обладает, какие обязанности на него возлагаются.

В ЗК предпринята попытка определить понятие «правовой режим земель» путем указания на те правовые средства, с помощью которых формируется правовой режим земель. Подпункт 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ гласит, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Практически аналогичная норма содержится в п.

2 ст. 7 ЗК РФ, согласно которой правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Подпункт 10 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закрепляет принцип обеспечения дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Эти правовые нормы частично раскрывают суть понятия «правовой режим земель». Однако, во-первых, закрепленное в ЗК понятие правового режима земель характеризует только правовые способы определения содержания данного понятия, оно не касается тех элементов, из которых складывается содержание правового режима земель. Во-вторых, выраженное в ЗК представление о правовом режиме земель не имеет общего характера, оно неприменимо ко всем категориям земель.

Это объясняется тем, что разрешенное использование земельного участка определяется в результате территориального зонирования (градостроительного зонирования), проводится главным образом на землях населенных пунктов и в некоторых иных случаях. В-третьих, указанное представление о правовом режиме земель не охватывает всех способов правового характера, с помощью которых обеспечивается установление соответствующего правового режима земель. В ЗК говорится только о делении земель на категории, зонировании территории и разрешенном использовании.

Между тем имеются иные важные и реально применяемые средства определения правового режима земель: установление ограничений прав на земельный участок и публичные сервитуты. Частный сервитут не может рассматриваться как элемент правового режима земель, поскольку он устанавливается в зависимости от сложившихся условий использования земельных участков в конкретной ситуации.

Публичные сервитуты обычно устанавливаются в зависимости от условий использования соответствующих категорий земель, предусмотренных в законодательстве.

В земельном законодательстве применяются следующие способы определения правового режима земель: деление земель на категории, о которых говорилось выше; территориальное зонирование; и .

Термин «зонирование» весьма широко используется в нашем законодательстве. Однако четкого понимания того, что представляет собой зонирование как правовой инструмент, с помощью которого решаются задачи регулирования использования земель, в теории земельного права и законодательстве пока еще нет.

Территориальное зонирование в самом примитивном виде было заимствовано из зарубежного опыта. В США — родине зонирования и в ряде стран этот правовой инструмент аналогичен в целом делению земель на категории — способу определения правового режима земель, применяемому в нашей стране. Реально практика зонирования еще не получила повсеместного распространения.

В ЗК используется термин «зонирование территорий», которое применяется в основном на землях населенных пунктов. Территория населенного пункта делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления — правилами землепользования и застройки.

Нормы земельного законодательства о зонировании развиты в ГсК. Однако в нем использован термин «градостроительное зонирование», а не «зонирование территорий».

Так, согласно ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. В результате территориального зонирования принимаются правила землепользования и застройки, которые содержат градострk.cоительные регламенты.

Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 ГсК). На основании зонирования территорий (градостроительного зонирования) определяется разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости.

Зонирование территорий — это процедура, осуществляемая с соблюдением установленных условий соответствующими органами, в процессе реализации которой должно проводиться определенное согласование предполагаемых решений об определении режима использования земель и объектов недвижимости на них с собственниками, владельцами и пользователями этих земель. Зонирование проводится на основе нормативного правового акта. В результате зонирования территорий в комплексе определяется правовой режим не только земельных участков, но и условия создания и эксплуатации объектов недвижимости на них.

Зонирование территорий (градостроительное зонирование) представляет собой дополнительный по отношению к делению земель способ определения правового режима земель населенных пунктов.

допускает возможность подготовки правил землепользования и застройки (т.е. градостроительного зонирования) также применительно и к межселенным территориям*(2), когда планируется застройка таких территорий. Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения устанавливаются ст.

88-93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.

Однако, в каком порядке и какие органы должны учитывать эти особенности при зонировании в законодательстве не указано. В законодательстве предусмотрено установление иных различного рода зон: функциональных, экологических, санитарно-защитных, охранных и др. Эти зоны устанавливаются в административном порядке, на основе норм законодательства, как правило, для того, чтобы ограничить права лиц на землю или определить виды целевого использования земель.

Правовая природа установления таких зон отличается от зонирования территорий. В этих случаях преследуются иные цели. Возможно дублирование разных видов зонирования на одной и той же территории.

В одних случаях установление зон влияет на определение правового режима земель, в иных нет.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что на землях, занятых некоторыми особо охраняемыми территориями, должны выделяться функциональные зоны. Например, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма и др. (ст. 15 названного Закона). Эти зоны не являются результатом осуществления определенной законом процедуры.

Установление функциональных зон проводится в административном порядке при образовании особо охраняемой территории, и они указываются в положении о соответствующей особо охраняемой территории. С помощью таких функциональных зон определяются виды использования земель особо охраняемых природных территорий в конкретных целях («разрешенное их использование»).

Такое зонирование не имеет никакого сходства с зонированием территорий (градостроительным зонированием).

Статья 2 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» предусматривает требование об экологическом зонировании Байкальской природной территории. На этой территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона, экологическая зона атмосферного влияния.

Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Экологическое зонирование также не представляет собой какой-либо процедуры.

Оно осуществляется на различных категориях земель в административном порядке и его задача состоит в том, чтобы установить определенные ограничения хозяйственной деятельности, в том числе и при использовании земель в целях охраны озера Байкал. Экологическое зонирование — установление ограничений прав лиц на землю. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г.

N 166-ФЗ

«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

допускает установление рыбохозяйственных заповедных зон.

Такой зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития рыбоводства и рыболовства (ст. 48). В результате этого «зонирования» ограничиваются права на земли водного фонда. Существует зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Это зонирование также принципиально отлично от зонирования территорий.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

В отличие от зонирования территорий на землях населенных пунктов зонирование территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений преследует более узкую цель — определить возможность размещения садовых, огородных и дачных земельных участков, и оно может осуществляться на землях разных категорий.

Порядок и условия проведения такого вида зонирования в законодательстве не установлены. Законодательством предусматривается проведение и иных видов зонирования.

Например, согласно постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316

«Об утверждении Правил проведения кадастровой оценки земель»

в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Устанавливаются оценочные зоны — части земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

Цель этого вида зонирования состоит в том, что по результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Оценочное зонирование вообще не имеет прямого отношения к определению правового режима земель. В некоторых случаях требуется подразделить земельный участок на зоны.

Так, санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03

«Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»

, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 88, предусматривают, что территория производственного объекта должна иметь функциональное зонирование.

Зонирование определяется с учетом примыкания территорий иного функционального назначения. Указанные виды зонирования земельного участка не влияют на определение правового режима земель. Разграничение земель по категориям вовсе не означает, что все земли соответствующей категории должны использоваться только строго в соответствии с их целевым назначением.

Такое положение было характерно не только для современного, но и ранее действовавшего земельного законодательства.

Земельное законодательство делит все земли на определенные категории и в то же время внутри этих категорий допускает такие виды использования земель в конкретных целях, которые не соответствуют целевому назначению соответствующей категории. Это объясняется тем, что одна и та же категория земель часто одновременно используется в различных целях. Для того чтобы разрешить это противоречие, в ЗК был использован термин «разрешенное использование земельного участка».

Однако содержание его в законодательстве не определено, что по вполне понятным причинам приводит к затруднениям. Основываясь на анализе норм действующего законодательства, попробуем определить, что представляет собой понятие «разрешенное использование земельного участка».

Разрешенное использование участка определяется на основе территориального зонирования (градостроительного зонирования).

Разрешенное использование земельного участка и объектов недвижимости устанавливается в градостроительном регламенте. Градостроительные регламенты не применяются в отношении всех земель населенных пунктов. Действие регламентов не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей (памятников истории и культуры); в границах территорий общего пользования; занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых (ч.

4 ст. 36 ГсК). Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты (и тем самым виды разрешенного использования земельного участка) должны устанавливаться в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 36 ГсК). Пока такого законодательства нет.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон ().

Законодательством предусмотрены особые случаи, когда устанавливается разрешенное использование земельного участка.

Так, разрешенное использование определяется при предоставлении земельного участка для строительства с его формированием без предварительного согласования (). Однако в законодательстве не определены ни процедура, ни условия, ни критерии установления «разрешенного использования земельного участка» в этом случае.

Порядок определения разрешенного использования земельного участка в иных случаях предоставления земель, т.е. для целей, не связанных со строительством, ни в ЗК, ни иных федеральных законах также не урегулирован.

Разрешенное использование земельного участка может определяться в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (ст. 12 Федерального закона

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

).

Разрешенное использование земельного участка может устанавливаться в случае, если он включается в границы населенного пункта или исключается из границ населенного пункта в установленном порядке (п.

2 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ

«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

) и др. Разрешенное использование — это правовая основа для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и т.п.

зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п.

работ (). В то же время собственник участка обязан использовать землю как в соответствии с целевым назначением, так и разрешенным использованием ().

Особо следует отметить, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). В отношении земель, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (градостроительное зонирование не проводится), применять термин «разрешенное использование земельного участка» нельзя, поскольку для этого нет правовых оснований. Разрешенное использование земельного участка определяется только при соблюдении указанных выше условий и процедур.

В этих случаях речь может идти о виде использования земельного участка в конкретных целях, т.е. о назначении земельного участка.

Инструкция по порядку заполнения учетной формы

«Сведения о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями федеральной формы собственности»

, утвержденная приказом Госкомзема России от 1 марта 2000 г., предусматривает, что под «видом разрешенного использования» имеется в виду разрешенное использование данного земельного участка согласно градостроительному зонированию (для категории «земли поселений») и целевому назначению земель (для остальных категорий земель).

Применяется классификатор «Вид разрешенного использования».

Например, видами разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения признаются ведение сельского хозяйства, использование этих земель для исследовательских, учебных целей и проч.

Согласно использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Однако следует отметить, что ни в одном федеральном законе этот вопрос не разрешен. Назначение земельного участка, вид его использования в конкретных целях определяются на основе норм законодательства, которые закрепляют цели допустимого использования земель соответствующей категории.

В рамках определенной категории земель выделяются ее виды и подвиды, на основе которых и устанавливаются виды использования земельных участков в конкретных целях. Так, согласно могут использоваться для эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.

допускает использование земель сельскохозяйственного назначения гражданами для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (т.е. для ведения сельского хозяйства) и дачного строительства.

В составе земель особо охраняемых природных территорий выделяются различные функциональные зоны, на основе которых определяется вид использования земельных участков и т.д. Таким же образом следует определять вид использования земельного участка в конкретных целях (назначение участка) на землях населенных пунктов, в которых не осуществлено зонирование территорий, за исключением случаев, указанных выше. Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок (и в некоторых случаях объект недвижимости, находящийся на нем), на основании осуществления определенных процедур (например, зонирования территорий) или действий органов государственной власти, органов местного самоуправления (например, предоставления земельного участка для строительства).

В ЗК не отражено само содержание понятия «правовой режим земель», не указано, из каких элементов оно состоит. Выяснить этот вопрос возможно только на основе теории земельного права.

Считалось, что правовой режим земель представляет собой совокупность правовых норм, определяющих сущность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц — несобственников земельных участков, управления в сфере использования и охраны земель, правовой охраны земель.

Нередко в состав данного понятия включались также и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.

Развитие земельного законодательства требует уточнения содержания понятия «правовой режим земель», учитывая те задачи, которые призвана решать эта отрасль законодательства. Главная задача земельного законодательства заключается в том, чтобы обеспечить рациональное использование и охрану земель, учитывая то, что земля является природным объектом, природным ресурсом, а земельный участок признается недвижимым имуществом.

При этом нужно обеспечить баланс публичных и частных интересов. Решается эта задача, во-первых, путем регламентации деятельности по использованию и охране земель. В земельном законодательстве закрепляется система прав на землю: права собственников, права на землю лиц — несобственников земельных участков; определяются права и обязанности этих лиц в отношении участка земли — имущества, которое они используют, а также механизм защиты прав на землю.

Таким образом, важнейшими элементами понятия «правовой режим земель» следует считать правовые институты, закрепляющие систему прав на землю: право собственности и иные права на земельный участок. Во-вторых, путем организации государством, исходя из публичных интересов, процесса использования земель.

Поэтому неотъемлемым элементом понятия «правовой режим земель» является правовой институт управления в сфере рационального использования и охраны земель, содержание которого сводится к осуществлению соответствующих функций управления: территориального планирования использования и охраны земель, резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, перевода земель из одной категории в другую и иных. В-третьих, путем установления правового института ответственности за нарушение земельного законодательства как элемента понятия «правовой режим земель».

Такие меры ответственности, как гражданско-правовая ответственность, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность регулируются не земельным, а иными отраслями законодательства.

Правовой характер этих мер определяется вне рамок предмета земельного права. В качестве элемента понятия «правовой режим земель» имеет смысл рассматривать только такие меры ответственности, которые предусмотрены непосредственно земельным законодательством и отражают специфику предмета правового регулирования данной отрасли. Речь идет о принудительном прекращении прав на землю (принудительном изъятии земельного участка) за нарушения земельного законодательства — особой мере ответственности, которая применяется только в земельном праве.

В-четвертых, путем регулирования особенностей оборота земель. Возможность оборота земельных участков прямо зависит от того, к какой категории земель относится участок. Поэтому, например, оборот земельных участков, которые используются в сельском хозяйстве, регулируется специальным федеральным законом.

Есть вполне достаточные основания рассматривать в качестве особого элемента правового режима земель также вопросы регулирования оборота земельных участков.

Что касается правовой охраны земель, то вряд ли имеются убедительные доводы рассматривать этот правовой институт в качестве элемента понятия «правовой режим земель».

Меры по охране земель включаются в содержание прав на землю путем закрепления прежде всего обязанностей по охране земель.

Кроме того, задача охраны земель решается посредством осуществления соответствующих функций управления и организационных мер. Таким образом, понятие «правовой режим земель» представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание и особенности таких его элементов, как право собственности на землю, права на землю лиц — несобственников земельных участков, управление в сфере использования и охраны земель, основания и порядок принудительного прекращения прав на землю и оборотоспособность земельных участков (). Понятие правовой режим применяется как в отношении всех земель (правовой режим земель), так и отдельных категорий земель, видов и подвидов категорий земель.

В данном контексте понятие «правовой режим земель» характеризуется как определенный режим законности и правопорядка, точнее говоря как земельный правопорядок.

В отношении земель особо охраняемых территорий используется термин «особый правовой режим земель».

Термин «особый» дополнительно к содержанию понятия «правовой режим земель», указанному выше, означает, что использование этих земель ограничивается или запрещается вовсе. Практическое значение использования понятия «правовой режим земель» заключается в том, что с его помощью можно определить порядок использования и охраны определенной категории земель, т.е. установить особенности содержания права собственности в отношении той или иной категории земель.

Можно выявить возможность использования земель на основании иных титулов (права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды и др.), на которых можно использовать все категории земель, кроме земель водного фонда. Так, использование земель лесного фонда допускается на основании права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного срочного пользования лесными участками, которые возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК.

В водном законодательстве установлены права, на основании которых могут использоваться земли водного фонда, занятые водными объектами. К ним относятся договор долгосрочного пользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование. Право пользования землями водного фонда подчинено праву водопользования и включается в его содержание.

Использование понятия «правовой режим земель» дает возможность отразить особенности управления в сфере использования и охраны как всех земель в целом, так и отдельных категорий земель. Территориальное планирование использования земель, государственный кадастр недвижимости, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, перевод земель из одной категории в другую, землеустройство, предоставление земельных участков, государственная регистрация прав на земельные участки, земельный контроль, мониторинг земель осуществляются в отношении почти всех категорий земель.

Однако есть особенности. Так, в отношении земель лесного фонда осуществляется функция ведения государственного лесного реестра. В отношении земель водного фонда ведется государственный водный реестр. Применительно к землям особо охраняемых природных территорий — государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.

Не проводится землеустройство на землях лесного фонда, на этих землях осуществляется лесоустройство и т.д. Принудительное прекращение прав на землю — это санкция за нарушение земельного законодательства. Возможность ее применения является элементом правового режима земель и зависит от категории земель.

Например, по общему правилу право частной собственности на земельный участок не может быть принудительно прекращено даже в случаях нарушений его собственником земельного законодательства.

Однако если земельный участок находится в составе земель сельскохозяйственного назначения, то он может быть принудительно изъят. Если участок находится в составе земель водного фонда, то прекращение права на землю обусловлено принудительным прекращением права водопользования.

Оборотоспособность земельного участка прямо обусловлена тем, в составе какой категории земель он находится.

Так, установлены специальные условия оборота земель сельскохозяйственного назначения. Некоторые земли изъяты или ограничены в обороте, например земли особо охраняемых территорий, земли лесного фонда.

Особое практическое значение имеет понятие «правовой режим земельного участка». Понятие «правовой режим земельного участка» отлично от понятий «правовой режим земель» и «правовой режим категории земель», рассмотренных выше. Основное содержание понятия «правовой режим земельного участка» сводится к правам и обязанностям его собственника, владельца, пользователя или арендатора.

Определить правовой режим конкретного земельного участка можно только на основе учета комплекса различных условий. Основным фактором, определяющим правовой режим земельного участка, является целевое назначение категории земель, в составе которой находится участок. Целевое назначение категории земель, в свою очередь, определяет возможность использования земли на соответствующем титуле: праве собственности или на титулах, производных от права собственности.

На определение правового режима земельного участка оказывает влияние осуществление некоторых управленческих функций. Так, на содержание прав и обязанностей лица, использующего земельный участок, может повлиять реализация функции изъятия земель для государственных и общественных нужд. Правовой режим участка земли может измениться в результате резервирования земель.

Меры, осуществляемые в порядке территориального планирования использования земель, также могут иметь значение для определения прав и обязанностей лиц, использующих земельные участки.

Например, при изменении границ населенного пункта и включении земельного участка в состав земель населенного пункта.

Правовой режим земельных участков в составе земель населенных пунктов прямо зависит от результатов территориального зонирования, от содержания градостроительных регламентов, закрепляющих виды разрешенного использования земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости. На правовой режим земельного участка оказывает влияние наличие ограничений прав на землю и публичных сервитутов, правовая природа которых приближается к ограничениям. Кроме того, нужно учитывать наличие или отсутствие частных сервитутов, что также, естественно, влияет на правовой режим участка.

3. ЗК предусматривает, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов может быть установлен особый правовой режим использования земель (о правовом режиме этих земель см.

).

Заключение

Главным правовым средством земельных правоотношений, применяемом в Российской Федерации, выступает разделение земель по их целевому назначению, а также применение правового режима к ним в зависимости от принадлежности к соответствующей категории.

Вся территория России разделена на 7 категорий земель, каждая из которых имеет свои особенности. Так как земля — крайне важный ресурс, основная цель регулирования в Российской Федерации земельных отношений — обеспечение эффективного использования земли и контроль за ее сохранностью. Требования к целевому назначению земельного участка определяются на законодательном уровне.

Нарушения законодательства в отношении участков предусматривают различные меры наказания к нарушителям. Поделитесь с друзьями Вконтакте Facebook Рекомендуем другие статьи

Разделы права

  1. 13
  2. 7
  3. 70
  4. 323
    • 65
    • 13
    • 164
      • 89
    • 7
  5. 11
  6. 65
  7. 15
  8. 89
  9. 40
  10. 203
    • 196
  11. 83
  12. 85
  13. 164
    • 89
  14. 7
  15. 26
  16. 1
  17. 3
  18. 15
  19. 255
  20. 61
  21. 114
  22. 49
  23. 429
    • 49
    • 114
    • 26
    • 40
    • 61
  24. 196

Актуальная статья Нужна помощь?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+