Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Как описать в акте выполненных работ изготовление декораций

Как описать в акте выполненных работ изготовление декораций

Как описать в акте выполненных работ изготовление декораций

Требования, предъявляемые к оформлению актов выполненных работ, оказанных услуг.


выполненных работ разрабатываемых организациями в отношениях с физическими лицами оформляемым актами работам (услугам) Целый ряд заключаемых организацией договоров на выполнение работ и (или) оказание услуг (как в пользу организации, так и самой организацией для нужд сторонних лиц) предусматривает собой необходимость составления двухсторонних (в ряде случаев трехсторонних и большего числа сторон) актов приемки выполненных работ (оказанных услуг). Именно оформление, подписание (утверждение) данных актов свидетельствует о том, что предусмотренные договором работы (услуги) или же их часть выполнены с вытекающими отсюда последствиями.

Кроме того, следует признать, что акты выполненных работ (оказанных услуг) являются наиболее распространенными документами, что само собой уже указывает на значимость материала данной публикации. Некоторые же отношения сторон согласно заключенных договоров вообще могут быть подтверждены исключительно двусторонними актами (в частности, выполнение работ по договору подряда, оказание возмездных услуг и т.п.). В отдельных случаях действующее законодательство предусматривает необходимость оформления актов при выполнении работ собственными силами организации.

Правильное оформление указанных актов требует как законодательство о бухгалтерском учете, так и особенно налоговое законодательство Российской Федерации. Если же акты будут оформлены с нарушением предъявляемых к ним требований, то налоговые органы могут предъявить к организации штрафные санкции в связи с непринятием соответствующих расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль, или же в связи с привлечением организации к установленной законодательством ответственности. Акты выполненных работ (оказанных услуг) в полной мере относятся к первичным учетным документам, которые могут оформляться на типовых бланках, или же на бланках, оформленных с соблюдением требований Закона о бухгалтерском учете.

Если используемая организацией форма акта не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, то она должна содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждаются в установленном порядке Госкомстатом России. Если организацией используются утвержденные форматы бланков актов, то она должна оформлять их в соответствии с указаниями по оформлению.

При этом согласно Госкомстата России от 24 марта 1999 г.

N 20

«Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации»

допускается изменять форматы утвержденных бланков, вводя дополнительные реквизиты (не исключая утвержденных), расширять и сужать графы и строки с учетом значности показателей, включать дополнительные строки (включая свободные) и вкладные листы для удобства размещения и обработки необходимой информации. Любые изменения утвержденных в установленном порядке форматов бланков должны быть оговорены в утвержденной организацией учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Это может быть реализовано, в частности, путем приложения к учетной политике измененных унифицированных форм первичной учетной документации. Если организация применяет самостоятельно разработанные формы актов (не содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), то прежде всего она должна разработать для использования типовые формы, имеющие все предусмотренной Закона о бухгалтерском учете реквизиты. Для применения таких форм, они должны быть объявлены учетной политикой организации (например, включены в приложения к ней).

В отдельных случаях организация вынуждена отражать в бухгалтерском учете хозяйственные операции, которые подтверждаются актами, оформленными контрагентами.

Если такие акты оформлены на бланке, содержащемся в альбомах унифицированной первичной документации, то достаточно сравнить бланк с законодательно утвержденным на предмет наличия всех предусмотренных реквизитов.

Если же сторонняя организация использует самостоятельно разработанные формы актов, то организацией должна быть обеспечена проверка используемого в расчетах документа на предмет наличия обязательных реквизитов, указанных в Закона о бухгалтерском учете. На практике очень распространены случаи, когда для отражения каких-либо расходов в бухгалтерском и налоговом учете организация вынуждена оформлять односторонние акты, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг), то есть без отражения в них реквизитов о сдаче работ (услуг) со стороны исполнителя. Как правило, такие акты составляются комиссионно, то есть с привлечением определенного круга должностных лиц организации, включая специалистов по предмету выполненных работ (оказанных услуг).

Такие односторонние акты составляются, например, в обоснование произведенных расходов на оплату услуг связи (Интернет, мобильная связь), и в полной мере имеют юридическую силу, так как в отдельных случаях подтвердить экономическую обоснованность расходов невозможно.

С точки зрения налогового законодательства акт выполненных работ (оказанных услуг) должен учитывать положения статьи 252 НК РФ, согласно которой принимаемые в целях налогообложения по налогу на прибыль расходы должны быть обоснованными и документально подтверждены.

При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь под экономически оправданными расходами Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены приказом МНС России от 20 декабря 2002 г.

N БГ-3-02/729, в редакции изменений и дополнений) определяют затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Согласно тех же Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ порядок оформления документов должен быть предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции. Как представляется, для целей налогообложения должны приниматься те же первичные учетные документы, которые в соответствии с о бухгалтерском учете признаются для целей бухгалтерского учета. При этом следует учитывать, что согласно статье 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета могут являться в том числе и оформляемые бухгалтерские справки.

Отсутствие признаваемых таковыми первичных документов (к которым в том числе относится акт приемки работ, услуг) в соответствии со статьей 120 НК РФ отнесено к грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что влечет за собой наложение штрафа в размере 5000 рублей. Если же такие деяния совершены в течение более одного налогового периода, то штраф составляет уже 15000 рублей, а если деяния повлекли за собой занижение налоговой базы, то штраф составит 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей.

При всем этом следует учитывать, что к грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения также относится отсутствие или регистров бухгалтерского учета, а также систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений организации. За отсутствие или неправильное хранение первичных учетных документов может наступить административная ответственность, предусмотренная статьей 15.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ). Это нарушение влечет за собой наложение административного штрафа на виновных должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

В отдельных случаях при документальном оформлении выполненных работ (оказанных услуг) организация может использовать унифицированные формы актов или же формы актов, утвержденные соответствующими нормативно-правовыми актами. В капитальном строительстве для оформления выполненных работ применяются типовые формы первичных документов, утвержденные Росстатагентства России от 11 ноября 1999 г.

N 100

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»

, а именно «Акт о приемке работ» () и «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» (). При этом использование данных документов обязательно не только в силу законодательства о бухгалтерском учете, но также и в силу требований гражданского законодательства. В частности, согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. При всем этом односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Акт о приемке работ () применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных «Журнала учета выполненных работ» () в необходимом количестве экземпляров, и подписывается уполномоченными представителями сторон (производителя и заказчика (генерального подрядчика)), имеющих право подписи. Справка по применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы.

Составляется справка на основании оформленных актов по в необходимом количестве экземпляров.

Выполненные работы и произведенные затраты отражаются в указанных первичных документах исходя из договорной стоимости. При этом в стоимость выполненных работ (затрат) включается как непосредственно стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, так и прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (включая рост материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты для производства работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.п.).

В соответствии с положениями статьи 745 ГК РФ обязанность по обеспечению строительства материалами, деталями, конструкциями или оборудованием может быть возложена в том числе и на заказчика. В этом случае речь ведется о «материалах поставки заказчика».

Так как стоимость материалов заказчика не увеличивает объем выполненных подрядчиком работ, то включаться они в оформляемые акты по и справку по не должны.

Подрядная организация со своей стороны обязана в соответствии со статьей 713 ГК РФ после окончания работ представить заказчику отчет об израсходовании материалов, возвратить их остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работ с учетом стоимости остающегося в распоряжении подрядчика неиспользованного материала.

Если определение стоимости строительной продукции производится и расчеты согласно заключенным договорам осуществляются по твердым договорным ценам, реквизиты в части единичных расценок (графы «номер единичной расценки», «единица измерения», «цена за единицу») при оформлении акта по не заполняются. На это, в частности, указано в письме Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли Правительства Москвы от 26 сентября 2001 г.

N 25-14(01)-244/1-1

«О заполнении формы КС-2 (Акт приемки выполненных работ) при расчетах в строительстве по твердым договорным ценам»

со ссылкой на письмо Госкомстата России от 29 августа N ОР-1-22/3643.

Произведенные работы по ремонту, реконструкции и модернизации объектов основных средств в обязательном порядке оформляются

«Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»

(форма N ОС-3), утвержденная постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г.

N 7

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»

. Акт составляется постоянно действующей в организации комиссией, в обязанности которой входит оформление приема и передачи объектов основных средств. В нем приводятся сведения о произведенных хозяйственным или подрядным способом затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств, полноте и качестве выполненных работ.

Отдельно отражаются результаты испытания объекта после проведенных работ, а также дается характеристика изменениям, происшедшим в связи с капитальным ремонтом, реконструкцией, модернизацией. Акт по форме N ОС-3 подписывается всеми членами комиссии, включая председателя, и утверждается руководителем организации.
Акт по форме N ОС-3 подписывается всеми членами комиссии, включая председателя, и утверждается руководителем организации.

Акт подписывает также и исполнитель работ, в качестве которого могут выступать сторонние организации и физические лица (при подрядном способе выполнения работ), так и вспомогательные и иные подразделения организации (при выполнении работ хозяйственным способом). Необходимо учитывать, что если работы выполнялись сторонней организацией, акт составляется в двух экземплярах, по одному каждой из сторон. Также следует учитывать, что если по итогам модернизации и реконструкции объектов основных средств улучшились (повышены) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.), то соответствующие расходы в соответствии с пунктом 27 ПБУ 6/01 относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости модернизированных (реконструированных) объектов.

При этом в бухгалтерском учете организации на основании соответствующего акта оформляются следующие записи по счетам учета: дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — затраты по реконструкции и модернизацию объектов основных средств, выполненные подрядным способом; дебет счета 08 кредит счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. — затраты по реконструкции и модернизации объектов основных средств, осуществленные хозяйственным способом; дебет счета 01 «Основные средства» кредит счета 08 — затраты по реконструкции и модернизации объектов основных средств, улучшающие ранее принятые нормативные показатели функционирования, отнесены на увеличение стоимости соответствующих объектов основных средств.

При изготовлении организацией собственными силами специальной оснастки и специальной одежды, окончание работ в соответствии с требованиями пункта 14 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г.

N 135н, должно подтверждаться Актом выполненных работ по изготовлению специальной оснастки и специальной одежды по форме, устанавливаемой организацией. Образец указанного акта приведен в приложении к Методическим указаниям. Расходы на изготовление специальной оснастки и специальной одежды собственными силами организации первоначально аккумулируются на соответствующих счетах учета затрат на производство: дебет счета 20 кредит счетов 10, 26, 69, 70 и др.

Расходы на изготовление специальной оснастки и специальной одежды собственными силами организации первоначально аккумулируются на соответствующих счетах учета затрат на производство: дебет счета 20 кредит счетов 10, 26, 69, 70 и др. — расходы, связанные с изготовлением специальной оснастки и специальной одежды, отражены на счетах учета основного производства; дебет счета 23 кредит счетов 10, 20, 26, 69, 70 и др. — расходы, связанные с изготовлением специальной оснастки и специальной одежды, отражены на счетах учета вспомогательных производств; дебет счета 10, субсчет

«Специальная оснастка и специальная одежда на складе»

кредит счетов 20, 23 — оприходованы изготовленные собственными силами специальная оснастка и специальная одежда.

Акт выполненных работ по изготовлению специальной оснастки и специальной одежды составляется комиссией, которая производит осмотр принимаемой (передаваемой) в производство (эксплуатацию) специальной оснастки и специальной одежды.

В оформляемом акте указывается количество изготовленных предметов, их цена (под ней должна пониматься себестоимость изготовления), срок службы, сумма списания стоимости, а также данные о содержании в спецоснастке драгоценных металлов. Кроме акта выполненных работ, в соответствии с пунктом 15 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды передаваемая на склады организации изготовленная специальная оснастка и специальная одежда должны оформляться соответствующими первичными учетными документами. Для этой цели используются типовые «Требование-накладная» и N «Накладная на отпуск материалов на сторону», утвержденные Госкомстата России от 30 октября 1997 г.

N 71а

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»

(в редакции изменений и дополнений).

Приемка и оприходование поступающей специальной оснастки и специальной одежды на склады организации оформляются, как правило, путем составления приходных ордеров (, утвержденная тем же Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а). Прежде всего, оформляемые акты выполненных работ (оказанных услуг) должны учитывать положения налогового законодательства, позволяющие принять соответствующие расходы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Также следует учитывать, что если результаты работ могут быть проверены на предмет их наличия и соответствия тому, что указано в договоре и акте, то услуги не имеют материально выраженного результата, а потому должны быть более подробно раскрыты и обоснованны.

В связи с этим еще раз обращаем внимание, что для принятия в целях налогообложения любые расходы должны быть непосредственно связаны с осуществляемой организацией производственной деятельностью, то есть должны быть экономически оправданными.

Именно эти обстоятельства и должны учитываться при самостоятельном оформлении актов.

Актами прежде всего фиксируется выполнение закрепленных в договоре обязательств той стороной по договору, которая является исполнителем.

Как правило, именно фиксация данного факта влечет за собой обязанность заказчика по оплате работ (услуг).

При оформлении актов работ, выполненных по договору подряда, выступающей в роли заказчика организации необходимо учитывать положения статьи 720 ГК РФ. В частности, заказчик обязан в установленные договором сроки с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику и оговорить их в акте приемки работ. Исключение составляют скрытые недостатки, уведомить о наличии которых заказчик подрядчика обязан в разумный срок после их обнаружении.

В части расходов на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, которые признаются в целях налогообложения по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 25 пункта 1 НК РФ, необходимо учитывать, что перечни указанных услуг установлены Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи», а также Правилами оказания соответствующих услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В частности, Правила предоставления услуг телеграфной связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1108, Правила оказания услуг телефонной связи — постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1235, а Правила оказания услуг почтовой связи — постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г.

N 725. Прежде всего, при оформлении актов оказания услуг необходимо обеспечить четкое разграничение каждого из перечисленных услуг, а также обосновать их непосредственную связь с производственной деятельностью организации. В связи с этим необходимо заметить, что почтовая связь обеспечивает прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов; телефонная связь — обмен информацией преимущественно путем разговора с использованием телефонных аппаратов; а телеграфная связь — прием и доставку телеграмм, адресованных гражданам, организациям и должностным лицам.

Как отмечено в письме Минфина России от 12 февраля 2004 г. N 04-02-05/1/12

«О порядке отражения в налоговом учете по налогу на прибыль услуг связи»

, дата признания для целей налогообложения расходов на оплату услуг телефонной связи должна определяться в соответствии с порядком оплаты услуг, предусмотренным в договоре оказания услуг телефонной связи.

Если исходя из условий заключенного договора обязанность оплатить оказанные услуги возникает в момент выставления счета (или же, например, в момент подписания двустороннего акта), то датой признания расходов будут являться именно дата выставления счета (подписания акта).

В связи с этим при применении метода начисления, расходы на оплату услуг телефонной связи будут относиться к тому налоговому (отчетному) периоду, в котором возникла обязанность оплатить оказанные оператором связи услуги. На основании того же подпункта 25 пункта 1 НК РФ в целях налогообложения принимаются расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

При оформлении актов, подтверждающих произведенные расходы на рекламу, организации должны учитывать положения НК РФ. Согласно подпункту 28 пункта 1 НК РФ к уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль расходам относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности организации, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, но с учетом положений пункта 4 НК РФ.

К рекламным расходам, признаваемым в целях налогообложения по налогу на прибыль, относятся: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Все указанные расходы принимаются в целях налогообложения в полном размере.

Расходы же на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, осуществленные организацией в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, принимаемой в целях налогообложения.

Кроме того, принимаемые в целях налогообложения расходы на рекламу должны соответствовать статье 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г.

N 108-ФЗ «О рекламе», согласно которой под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Акт приемки работ (услуг), связанных с размещением организацией рекламы, в полной мере относится к документу, которым они могут быть подтверждены в целях налогообложения. Однако в обязательном порядке в нем должны быть указания на то, что произведенные расходы непосредственно связаны с осуществляемой организацией производственной деятельностью, и имеют своей целью сформировать или поддержать интерес к организации или ее деятельности.

Если у организации возникает необходимость оформить актом услуги, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, то следует обратить внимание на положения пункта 3 НК РФ.

В целях налогообложения расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации) кадров могут быть приняты только в соответствии с заключенными договорами с образовательными учреждениями и при выполнении следующих условий: соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус; подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате, а для эксплуатирующих организаций, в соответствии с законодательством Российской Федерации отвечающих за поддержание квалификации работников ядерных установок, работники этих установок; программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности организации. Не могут быть приняты в целях налогообложения расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования.

Если речь ведется о направлении сотрудников на курсы повышения квалификации, то для признания расходов обоснованными, а потому подлежащими отнесению в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, рекомендуется оформлять следующие документы: приказ руководителя организации (уполномоченного лица) о направлении работника на обучение (переобучение) с указанием необходимости (например, для повышения квалификации, для назначения на должность и т.п.), договор с учебным заведением с приложением к нему программы обучения и указанием документа, который будет выдан по итогам обучения, акт оказанных услуг и счет () учебного заведения.

В акте в обязательном порядке приводиться перечень сотрудников, которые прошли обучение, программа обучения (продолжительность обучения, специализация и др.), необходимость обучения (взаимосвязь с производственной деятельностью), а также указываются документы, которые выданы работникам по итогам прохождения обучения (переобучения), которыми могут быть дипломы, свидетельства и т.п.

В акте в обязательном порядке приводиться перечень сотрудников, которые прошли обучение, программа обучения (продолжительность обучения, специализация и др.), необходимость обучения (взаимосвязь с производственной деятельностью), а также указываются документы, которые выданы работникам по итогам прохождения обучения (переобучения), которыми могут быть дипломы, свидетельства и т.п.

Также указываются реквизиты документов, подтверждающих государственную аккредитацию учебного заведения, выданной ему лицензии.

При этом, как отмечено в письме Минфина России от 12 марта 2003 г. N 04-02-03/29, решающее значение имеет наличие у учебного заведения лицензии (а не государственной аккредитации). Если оплачиваются услуги по участию сотрудников организации в семинарах, то как и расходы по подготовке и переподготовке кадров, они отражаются в случае, если у проводящей их организации имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Если лицензии нет, оказанные услуги можно причислить к консультационным и также принять для целей налогообложения, но уже на основании подпункта 15 пункта 1 НК РФ. Соответственно и должны различаться оформляемые в указанных ситуациях акты оказанных услуг.

В первом случае речь в них должна вестись об учебном семинаре с указанием программы семинара, увязки обучения с производственной деятельностью предприятия, во втором случае — необходимо говорить о консультационном семинаре с указанием предмета и цели консультации (цель следует увязать с производственной деятельностью предприятия), ее практической необходимости.

При документальном оформлении расходов на оплату услуг кадровых агентств необходимо учитывать положения подпункта 8 пункта 1 НК РФ. Несмотря на то, что в целях налогообложения по налогу на прибыль в полной мере принимаются расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по набору персонала, такие расходы не могут быть признаны экономически оправданными, если фактически не состоится набор работников (в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала). На это указано в пункте 6 раздела 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г.

N БГ-3-02/729. Исходя из этого, для принятия расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль в акте должны содержаться ссылки на заключенные договора с отобранными кандидатами. Для оформления расходов на оплату услуг охранных организаций (агентств и т.п.) прежде всего необходимо, чтобы у сторон имелся оформленный письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, включая номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора. Таковы требования статьи 9 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г.

N 2487-1

«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

(в редакции изменений и дополнений). В договоре также предусматривается обязанность охранного предприятия представлять клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов охранной организации.

Отчет в полной мере может быть оформлен в виде двустороннего акта между организацией — заказчиком и исполнителем — охранным предприятием.

Как представляется, в нем в обязательном порядке указывается перечень охраняемых объектов (с указанием их адресов и размеров охраняемых территорий) и прочих услуг (только так можно подтвердить взаимосвязь расходов с производственной деятельностью организации), их стоимость, период выполнения, сведения о реквизитах лицензии охранной организации. При списании на расходы оказанных организации юридических услуг оформляемый акт может содержать ссылки на такие услуги, как правовое консультирование по всем отраслям права; правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности организации; представительство в судебных и других органах; правовая экспертиза учредительных и иных документов юридических лиц; составление заявлений, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов, имеющих юридический характер; подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам и т.д.

(см. пункт 10 раздела 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ). Наравне с расходами на оплату юридических услуг в целях налогообложения по налогу на прибыль принимаются также расходы на информационные, консультационные и иные аналогичные услуги (подпункты 14 и 15 пункта 1 НК РФ), аудиторские услуги, услуги по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией (подпункты 17-19 пункта 1 НК РФ), расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (подпункт 27 пункта 1 НК РФ), расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (подпункт 36 пункта 1 НК РФ).

При документальном подтверждении указанных расходов в оформляемых актах обязательно указывать их непосредственную взаимосвязь с производственной деятельностью организации, то есть для каких нужд и с какой целью расходы произведены. Также рекомендуется максимально шире раскрывать перечень оплачиваемых расходов, и избегать общих фраз типа «юридические услуги», «информационные услуги» и т.п.

Также следует учитывать, что если консультационные, юридические, нотариальные и иные подобные услуги непосредственно связаны с приобретением организацией имущественных ценностей, они включаются в первоначальную стоимость данного имущества как для целей бухгалтерского, так и налогового учета. Такие требования в части объектов основных средств содержатся в пункте 8 ПБУ 6/01, в части материально-производственных запасов — в пункте 6 ПБУ 5/01, в части нематериальных активов — в пункте 6 ПБУ 14/2000.

Если обращаться к вопросам налогообложения, то положения о порядке определения стоимости амортизируемого имущества содержаться в статье 257 НК РФ. Следовательно, если какие-либо услуги оказываются сторонними организациями при приобретении имущества, расходы на их оплату единовременно в целях налогообложения по налогу на прибыль приняты быть не могут. При отражении расходов на оплату аудиторских услуг организации следует учитывать следующие нормы действующего законодательства.

В настоящее время правовое регулирование аудита осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции изменений и дополнений). Если организация в обязательном порядке проводит аудит в соответствии с требованиями законодательства, то в качестве исполнителя могут выступать только аудиторские организации (пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 119-ФЗ), а индивидуальные аудиторы для этих целей привлечены быть не могут.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г.

N 409

«О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»

. Выступающая в качестве исполнителя аудиторская организация должна обладать лицензией на право осуществления аудиторской деятельности.

В качестве обоснования произведенных расходов организация должна располагать договором на оказание аудиторских услуг; выданным аудиторской организацией заключением (оформляется в соответствии с федеральным стандартом N 6

«Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»

, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г.

N 696), а также оформленным сторонами актом оказанных услуг. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 НК РФ в целях налогообложения по налогу на прибыль принимаются расходы на сертификацию продукции и услуг. При этом, как указано в письме Минфина России от 23 декабря 2002 г.

N 04-02-06/2/120 не имеет значения, проводится ли сертификация в обязательном или же в добровольном порядке. В обоих случаях целью сертификации является осуществление надзора за качеством продукции или услуг, а потому в обоих случаях она считается обоснованной, а расходы должны приниматься в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Вместе с тем следует учитывать, какая организация проводит сертификацию и выдает соответствующее заключение. Если она не уполномочена Госстандартом России для таких целей, то расходы в таких случаях не могут быть приняты в целях налогообложения.

Поэтому при оформлении акта оказанных услуг по сертификации продукции необходимо указать реквизиты документа, свидетельствующего о том, что проводившая сертификацию организация является уполномоченной на то в соответствии с действующим законодательством. Если заказчиком по договору выступает бюджетное учреждение, исполнителю рекомендуется в акте выполненных работ (оказанных услуг) требовать указания за счет средств какого бюджетного года подлежат оплате принимаемые заказчиком услуги, то есть обеспечен ли договор выделенными из соответствующего бюджета лимитами, и по какой статье бюджетной классификации.

В конечном итоге это будет иметь свое значение в случае, когда заказчик будет отказываться от исполнения своих обязательств по договору с утверждениями, что ему не выделены или полностью не выделены соответствующие средства из бюджета. В части работ и услуг, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа в акте рекомендуется приводить ссылки на то, что работы (услуги) выполнялись по государственному контракту на размещение государственного оборонного заказа, что предоставляет исполнителю определенные льготы и гарантии.

Если обратиться к вопросу разработки «универсальной» формы акта, которая могла бы применяться в большинстве случаев, то необходимо отметить следующее.

Прежде всего, такой документ должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Закона о бухгалтерском учете. Кроме того, в акте рекомендуется отражать и другие реквизиты. Например, в акте должна быть указана дата фактического принятия работ, которая может отличаться от даты оформления самого акта.

При этом следует учитывать, что именно от даты приемки работ начинает течь гарантий срок на выполненные работы.

Что касается необходимости удостоверения оформленных актов печатями организаций, то данный вопрос рекомендуется решать согласно заключенному договору или достигнутых в дальнейшем соглашений. Если особо данный вопрос договором не разрешен, печати могут и не проставляться (см., в частности, письмо Госналогинспекции по г. Москве от 10 февраля 1995 г. N 11-13/2072).

Если же присутствует необходимость особо удостоверить «легитимность» документов, то по договоренности в оформляемом акте можно предусмотреть такой реквизит, как мастичная печать каждой из сторон. Примерная форма акта выполненных работ, используемого в случаях, когда другая форма четко не определена нормативно-правовыми актами, может быть следующей: Акт о выполненных работах (оказанных услугах) по договору _____________________________________________________ (указывается договор — подряда, на информационные и др.

услуги) г. Москва «____» июля 2004 г. ___________________________________________, именуем___ в дальнейшем (наименование организации) «Заказчик», в лице _____________________________________________________, (уполномоченное должностное лицо организации) действующего на основании Устава, с одной стороны, и ____________________ __________________________________, именуем___ в дальнейшем «Исполнитель» (наименование организации) (Подрядчик), действующего на основании Устава, с другой стороны, составили настоящий акт о нижеследующем: 1. В соответствии с заключенным сторонами договором _________________________________________________________________________ (указывается наименование договора) N _________ от «__» ________ ____ г.

Исполнителем выполнен комплекс работ (оказаны услуги), включающий: ___________________________________________ _________________________________________________________________________ (приводится описание выполненных работ, оказанных услуг) 2. Вышеуказанные работы (услуги) согласно договору должны были быть выполнены к «___» ___________ ____ г. Фактически выполнены — «___» _____________ ___ г.

3. Возможные варианты: 3.1. Качество работ по договору должно соответствовать ____________. Фактически качество выполненных работ соответствует (не соответствует) предъявляемым требованиям. 3.2. В результате осмотра результата работ недостатки не выявлены (выявлены), в том числе ________________________________________________.

3.2. В результате осмотра результата работ недостатки не выявлены (выявлены), в том числе ________________________________________________. (приводятся выявленные недостатки) 3.3. При приеме работ установлено, что работы выполнены в полном объеме и в срок (с нарушением условия договора о сроке выполнения работ).

3.4. Качество работ соответствует (не соответствует) указанным в договоре требованиям.

3.5. Услуги оказаны полностью.

Стороны по договору претензий друг к другу не имеют. 4. В соответствии с заключенным договором Исполнитель осуществлял _________________________________________________________________________ (приводится перечень осуществленных работ, услуг, отчет Исполнителя) _________________________________________________________________________ 5.

По результатам выполненных работ (оказанных услуг) ______________ _________________________________________________________________________ (приводится описание результатов работ, их проверки и контроля, исправность систем, возможность принятия в эксплуатацию, использования результатов и др.) 6. Работы (услуги) выполнены для нужд ______________________________ (указывается подразделение _________________________________________________________________________ организации, характер производства) 7.

Стоимость выполненных работ (оказанных услуг) согласно заключенному договору составляет ___________________ руб., кроме того НДС (ставка — 18%, 10%) — ______________ руб., всего — _________________ руб. 8. Зачтен ранее выданный аванс в сумме ________________________ руб.

Всего к окончательной оплате — _________________________ руб.

Подписи: От Заказчика: От Исполнителя: ________________________________ _______________________________ (наименование должности) (наименование должности) ________________________________ _______________________________ (подпись, расшифровка подписи) (подпись, расшифровка подписи) «__» _____________ _____ г.

«___» _____________ ____ г. М.П. М.П. Если рассматривать частный акт на оказание услуг, которые по своей сути не имеют материально-вещественного результата, то он может быть следующим: Акт приемки — сдачи работ по договору на оказание консультационных (юридических) услуг N ____ от ___ ________________ ____ г. г. Москва «___» июля 2004 г. __________________________________________, именуем____ в дальнейшем (наименование организации) «Заказчик», в лице _____________________________________________________, (уполномоченное должностное лицо организации) действующего на основании Устава, с одной стороны, и ____________________ (наименование _______________________________, именуем______ в дальнейшем «Исполнитель» организации) (Подрядчик), действующего на основании Устава, с другой стороны, составили настоящий акт о том, что Исполнитель сдал, а Заказчик принял работу, выполненную Исполнителем за период с «__» ________ 200__ г.

по «___» _______ 200___ г. в соответствии с договором N ___ от «__» _______ 200___ г. на оказание консультационных (юридических) услуг. В соответствии с данным договором за указанный период Исполнитель осуществлял регулярные устные и письменные консультации по юридическим вопросам текущей деятельности Заказчика, в том числе по правовой экспертизе и изменению учредительных и организационно-распорядительных документов, их государственной регистрации, составлению и сопровождению договоров на поставку оборудования для монтажа в цехах основного производства, оформлению исков в споре с ОАО «Стар» по взысканию просроченной дебиторской задолженности.

Выполнение работ для нужд основного производства Исполнителя и целей управления деятельностью Исполнителя подтверждается документами, представленными в адрес Исполнителя за исх. N ____ от «____» ____________ 200 ___ г. и др. Работа, проделанная Исполнителем по выполнению договора N ___ от «__» ______ 200___ г.

отвечает требованиям, предъявляемым договором, выполнена в оговоренные сроки и надлежащим образом. Претензий со стороны Заказчика к Исполнителю не имеется.

Согласно договору стоимость оказанных услуг составляет 100000 (сто тысяч) рублей, НДС 18% — 18000 (восемнадцать тысяч) рублей, всего — 118000 (сто восемнадцать тысяч) рублей. По настоящему акту причитается к получению Исполнителем сумма в размере 118000 (сто восемнадцать тысяч) рублей. Подписи: От Заказчика: От Исполнителя: ________________________________ _________________________________ (наименование должности) (наименование должности) ________________________________ _________________________________ (подпись, расшифровка подписи) (подпись, расшифровка подписи) «__» _____________ _____ г.

«___» _____________ ____ г. М.П.

М.П. С отдельными физическими лицами в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации могут заключаться срочные трудовые договоры, предусматривающие собой выполнение определенной работы. По окончании работы трудовой договор может считаться прекратившим свое действие, если только стороны указанного договора выполнят все другие предусмотренные им условия, или же не придут к соглашению о его продлении (например, для выполнения дополнительного объема работ).

Окончание работ, порученных работнику по заключенному срочному трудовому договору подтверждается оформлением

«Акта о приемке работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы»

(форма N Т-73), утвержденная постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

. Акт может оформляться для окончательного или поэтапного расчета по заключенному сторонами трудовому договору.

В акте со ссылками на заключенный сторонами трудовой договор приводится наименование выполненных работ, их договорная стоимость, причитающаяся к выплате сумма, а также заключение о качестве, объеме и уровне выполнения работ.

Оформленный акт подписывается работником с одной стороны, и представителем работодателя, руководителем соответствующего структурного подразделения, главным бухгалтером, и утверждается руководителем организации (или уполномоченным им лицом). Если с физическим лицом заключается договор гражданско-правового характера (например, договоры подряда, возмездного оказания услуг) или же авторский договор, предусматривающие собой выполнение работ (оказание услуг), то результаты таких работ (услуг) также могут подтверждаться составлением соответствующим актом. В таких случаях оформленный первичный документ должен иметь все те же обязательные реквизиты, установленные статьей 9 Закона о бухгалтерском учете.

Учитывая же нормы налогового законодательства, форму акта рекомендуется дополнить реквизитами о месте постоянного (временного) проживания физического лица, являющегося исполнителем по договору и соответственно получателем сумм доходов, а также реквизитами о документе, удостоверяющим личность исполнителя (наименование документа, его серия и номер, кем выдан, дата выдачи).
Учитывая же нормы налогового законодательства, форму акта рекомендуется дополнить реквизитами о месте постоянного (временного) проживания физического лица, являющегося исполнителем по договору и соответственно получателем сумм доходов, а также реквизитами о документе, удостоверяющим личность исполнителя (наименование документа, его серия и номер, кем выдан, дата выдачи). Обусловлены такие рекомендации положениями статьи 230 НК РФ, согласно которой организации обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за соответствующий календарный год и суммах начисленных и удержанных налогов.

Такие сведения представляются один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, по форме N 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица».

Если в акте выполненных работ (оказанных услуг) реквизиты о месте жительства получателя доходов не будут отражены, их следует указать в документе, которым оформляется выплата доходов (расходном кассовом ордере, расчетно-платежной ведомости и т.п.). Не должны представляться сведения по форме N 2-НДФЛ в части доходов, выплаченных индивидуальным предпринимателям за выполненные ими работы (оказанные услуги), но только в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому органу документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Учитывая данные положения налогового законодательства, акт выполненных индивидуальным предпринимателем работ (оказанных услуг) рекомендуется снабжать реквизитами о номере и дате документа, которым подтверждается его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

При расчетах с физическими лицами за выполненные ими в пользу организации работы (оказанные услуги) необходимо также учитывать «налоговый» статус получателя доходов, а также необходимость исчисления и уплаты с начисленной суммы единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование и обеспечение. Если на дату подписания с физическим лицом заключенного договора он не может документально подтвердить свое пребывание на территории Российской Федерации в течение 183 календарных дней и более в течение текущего календарного года, он не может считаться налоговым резидентом Российской Федерации, а потому начисленные в его пользу доходы должны облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов (пункт 3 статьи 224 НК РФ).

По истечении 183 календарных дней пребывания на территории Российской Федерации в текущем году получатель доходов может быть признан налоговым резидентом Российской Федерации с налогообложением выплачиваемых доходов по ставке 13 процентов, а также с перерасчетом ранее начисленных доходов по указанной ставке.

Если физическим лицом, с которым заключен договор, будут предъявлены документы, подтверждающие тот факт, что он является резидентом государства, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, в установленном порядке рассмотренный налоговыми органами Российской Федерации, оно может быть освобождено от уплаты налога вовсе. С начисленных в пользу физических лиц сумм по договорам на выполнение работ (оказание услуг) организации также должны исчислить и уплатить в установленном порядке единый социальный налог, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В объект налогообложения по единому социальному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Таким образом, при заключении с физическим лицом как трудовых договоров на выполнение определенной работы, так и гражданско-правовых договоров на выполнение работ и оказание услуг, организации должны учитывать тот факт, что фактически расходы на их реализацию будут складываться не только с начисленных сумм доходов, но также и с начисленных на них сумм единого социального налога. Не начисляется единый социальный налог на выплаты в пользу физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, а в его части, отчисляемой в Фонд социального страхования (4 процента) — также и на выплаты по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам (пункт 3 статьи 238 НК РФ). В таком же порядке на выплаты в пользу физических лиц за выполненные работы (оказанные услуги) начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, что предусмотрено пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.

N 167-ФЗ

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

. Что же касается страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то они согласно пункту 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 184) начисляются на оплату труда (доход) работников по трудовому договору, а также на вознаграждение по гражданско-правовому договору, если только данным договором специально оговорена обязанность организации начислять страховые взносы.

АКТ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ г. _______________ «___»_________ 20__г.

____________________________________________________, именуем__ в дальнейшем «Подрядчик», в лице _______________________________________ ______, действующего на основании Устава, с одной стороны, и гражданин ______________________________________________________________________ паспорт серия ________ Nо. ________ выдан ___________________________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, составили настоящий акт о нижеследующем.

1. В соответствии с договором подряда Nо.

_____ от «___»_________ 20__г., Подрядчик выполнил весь комплекс работ, а именно _____________ ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________. 2. Вышеуказанные работы согласно договору должны были быть выполнены к «___»________ 20__г.

Фактически выполнены «___»_________ 20__г.

3. Качество работ по договору подряда должно соответствовать ____ _____________________________________________________________________. Фактически качество выполненных работ соответствует (не соответствует) предъявленным требованиям. 4. В результате осмотра результата работ недостатки не выявлены (выявлены).

(В случае выявления недостатков необходимо указать, какие именно выявлены и могут ли они быть устранены Подрядчиком или Заказчиком.) ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Заключение: При приемке результата работ установлено, что работы выполнены в полном объеме в срок (с нарушением условия договора о сроке выполнения работ, то есть несвоевременно).

Качество работ соответствует (не соответствует) указанным в договоре требованиям. Недостатки в результате работ не выявлены (выявлены).

(Если выявлены, нужно указать, какие именно выявлены). Результат работ по договору подряда Nо. ___ от «___»______ 20__г. сдал _________________________________________________________________ Результат работ по договору подряда Nо.

___ от «___»______ 20__г. принял ______________________________________________________________ (наименование должности) (подпись, расшифровка подписи) Как доходы, так и расходы в соответствии с положениями действующего законодательства признаются в целях налогообложения в зависимости от метода, принятого организацией и зафиксированного в ее учетной политике, применяемой для целей налогообложения. При этом доходы при применении организацией метода определения налоговой базы по налогу на прибыль по «начислению» в соответствии со статьей 271 НК РФ признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Для доходов от реализации работ (услуг) датой получения дохода признается день передачи работ (услуг).

Как отмечено в письме Управления МНС по г. Москве от 20 августа 2002 г. N 26-12/38321, учитывая тот факт, что акт выполненных работ подтверждает объем, стоимость выполненных работ и услуг, а дата подписания акта приема-передачи заказчиком является датой передачи этих работ (услуг), то есть датой реализации выполненных работ, оказанных услуг, то доход от реализации для целей налогообложения по налогу на прибыль должен быть учтен при формировании налоговой базы по методу «начисления» именно в момент подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) независимо от даты фактического поступления денежных средств.

При признании расходов по методу начисления (статья 272 НК РФ) соответствующие расходы принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Исходя из этого, расходы на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признаются в целях налогообложения по дате предъявления организации документов (в том числе актов), служащих основанием для произведения расчетов, но с учетом положений заключенных сторонами договоров. Если, например, работы (услуги) в соответствии с условием заключенного договора выполнены в декабре отчетного года, а акт оформлен (датирован) только в январе следующего года, то расходы на оплату выполненных работ (оказанных услуг) должны быть отнесены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль за декабрь отчетного года.

В силу положений статьи 318 НК РФ расходы организаций по оплате выполненных работ (оказанных услуг) относятся к косвенным расходам, в полном объеме уменьшающих в целях налогообложения доходы текущего (отчетного) налогового периода. И.В. Березкин «Консультант бухгалтера», N 8, август 2004 г. О том, что акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным подтверждающим документом в случае, если составление данного документа является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором см.

также Департамента налоговой политики Минфина РФ от 30 апреля 2004 г. N 04-02-05/1/33

«О признании в налоговом учете расходов по гражданско-правовым договорам»

.

  1. Автор:

Оцените статью:

  • 4
  • 1
  • 3
  • 5
  • 2

(0 голосов, среднее: 0 из 5) Поделитесь с друзьями!

Похожие записи: / / / Adblockdetector

На каком этапе формируется акт

Акт составляется после того, как раскрой ткани будет произведен, а изделие пошито. Это важно, поскольку для того, чтобы включить в документ точные и проверенные данные, сначала ткань подлежит подсчету по количеству полотен, раскроенных кусков, метражу, площади и т.д.

Также важно точно указать число запланированных изделий и полученных в результате кроения и шитья.

Что такое акт выполненных работ

Акт выполненных работ – это документ, в котором зафиксировано то, что назначенные работы завершены частично или в полном объеме.

Даты, которые указаны в акте свидетельствуют о том, что работы были проведены в сроки, установленные договором.По этим датам можно судить о том, нарушены ли сроки выполнения соглашения и, если нарушения присутствуют, предприятие может принять соответствующие меры согласно положениям договора. Перечень проведенных работ в акте подтверждает то, что условия соглашения выполнены в рамках договоренности или имеются нарушения со стороны исполнителя.Акт выполненных работ называют еще актом приемки-передачи, этот документ оформляется одновременно с договором, так как подписание акта без подписания соглашения считается грубой ошибкой ведения бухгалтерской документации.

Акт выполненных работ необходим также в тех случаях, когда работы предприятие осуществляет собственными силами.Правильность заполнения акта рекомендовано сверять с образцом заполнения минимум один раз в год, чтобы отследить изменения в документообороте и предупредить возможные нарушения ведения первичных документов бухгалтерией.

Образец заполнения акта приема-передачи выполненных работ

Рассмотрим на примере заполнение акта выполненных работ. Сверху бланка нужно проставить сведения об исполнителе — его полное название, адрес расположения, коды ИНН, КПП, ОГРН.

Следующим шагом записывается название документа — посередине строки проставляется «Акт выполненных работ».

Дальше в этой же строке, либо на следующей, нужно проставить его порядковый номер и дату, когда он был оформлен. На следующей строке практикуется проставление сведений о договоре, в рамках которого он был составлен — порядковый номер, дата заключения. Однако допускается здесь проставить иное основание, по которому выпущен данный акт.

Следующим шагом идет вводная часть документа.

В ней нужно подробно указать стороны, между которыми оформляется акт — название, коды ИНН и ОГРН, должностные лица, которые подписывают документ от лица сторон, их должности и полные Ф.И.О. В этом же месте устанавливается, каким образом каждая из сторон будет для удобства называться в дальнейшем.

Акт выполненных работ с физ лицом не имеет в этой части существенных отличий. В данном случае, необходимо будет указать полные Ф.И.О.

человека, его адрес прописки, а в качестве документа, на основании которого выполняется деятельность — сведения о паспорте. Некоторые субъекты бизнеса производят упрощение вводной части, оставляя здесь только названия заказчика и исполнителя, и их условные обозначения.

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут! Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут! Звоните: Неотъемлемой частью акта является раздел, в котором указывается, что необходимые объемы работ или услуги выполнены полностью, и каждая из сторон не имеет к другой никаких претензий.

В этом месте желательно еще раз прописывать данные о заключенном соглашении — его номер и дату. Внимание!В тексте акта желательно предусмотреть пустое место, в котором заказчик сможет от руки указать возникшие у него претензии.

Если таковых нет, то это место необходимо прочеркнуть знаком «Z», или от руки еще раз указать «Претензий нет». Следующая часть акта представляет собой таблицу, в которую вносится перечень выполненных работ либо оказанных услуг.

Каждая из записанных строк должна содержать описание работы, ее единицу измерения, цену за одну единицу, общее количество и общую сумму. Это тоже важно знать:Таблицу нужно завершить строкой «Итого», в которую вносится общая сумма по всем выполненным работам или услугам. Если исполнитель работает на общей системе и применяет НДС, то общая сумма должна включать в себя этот налог, после чего отдельно выделена его сумма и расчетная ставка.

Под таблицей должна располагаться строка «Всего к оплате», в которой общая сумма по акту указывается прописью, а также сумма НДС. Если исполнитель применяет УСН, то здесь должна быть указана запись «Без налога НДС» или же «НДС не облагается».

Завершается акт разделом «Подписи сторон».

Он разделен на два столбца, один из которых отводится заказчику, а другой — исполнителю.

В них каждая из сторон указывает реквизиты, Ф.И.О.

и расшифровку подписи лица, который подписывает документ. Если стороны используют печати, то их оттиски также должны находиться на документе.

Для чего нужен данный акт

Акт приемки работ — своего рода гарантия от возникновения судебных споров и разногласий. Если же подобное разбирательство все же возникает, акт становится доказательным документом.

Отсутствие акта суд может расценить, как пренебрежение к законодательно установленной процедуре сдачи-приемки работ, что в свою очередь может повлечь наложение штрафных санкций со стороны контролирующих структур.

Из перечня выполненных работ составляют таблицу. В документе фиксируют и то, что работы выполнены должным образом и у заказчика отсутствуют претензии к исполнителю. В случаях, если заказчик остался недоволен качеством произведенных работ, это следует также отразить в акте с подробным перечислением выявленных недостатков, а также указанием сроков по их устранению.

Законодательные основания

Для того чтобы изменения были возможны и акт дополнительных работ имел юридическую силу, обеим сторонам соглашения необходимо ознакомиться с 743 статьей Гражданского кодекса. Она касается утверждения сметы и технической документации по проводимым работам.

А согласно 744 статье того же документа заказчик вправе вносить изменения, не выходящие за пределы 10% от общей суммы. Причем изменения могут касаться только того характера строительных работ, которые были указаны в основном договоре. Если же планируемая стоимость дополнительных работ превышает 10% от общей суммы, то Подрядчик имеет право потребовать составления новой сметы расходов на строительные услуги.

Акт выполненных электромонтажных работ образец

Проблема нашего законодательства в том, что работы электрика при ремонте квартиры может выполнять любой Вася Пупкин, при этом не имея должной квалификации и образования.И как бы это печально не было, в современных экономических реалиях данную работу выполняют маляры и штукатуры.

Только последствия такой работы могут быть плачевными и повезёт если это будет просто задымление или пожар будет локализован на ранней стадииНо это всё лирика, нас интересует акт выполненных электромонтажных работ, вы его можете скачать по ссылке ниже.

Образец составления акта выполненных работ

Образец акта выполненных работ и услуг должен включать обязательные пункты, несмотря на отсутствие унифицированной формы. Стандартный документ составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, поскольку по стандарту предусматривает две стороны – заказчика и исполнителя.

В АВР целесообразно указать следующую информацию:

  • Дату составления документа. Если на принятие заказчиком необходимо дополнительное время, то целесообразно напечатать в бланке место с указанием заказчиком даты приёмки, служащей моментом перехода права собственности и датой реализации.
  • Общую стоимость с включением НДС. Акт выполненных работ без НДС составляется, если:
    • исполнитель не является плательщиком налога;
    • операция льготируемая и относится к необлагаемым НДС;
    • местом реализации территория России не признаётся при оказании посреднических услуг.
  • Объёмы и конкретный перечень выполненных работ с отражением материальных составляющих, затраченных в процессе выполнения. В частности, в акт выполненных работ по техническому обслуживанию целесообразно включить использованные комплектующие и материалы в количественном и стоимостном выражении, что позволит исполнителю отразить безболезненно стоимость в составе налоговых расходов.
  • местом реализации территория России не признаётся при оказании посреднических услуг.
  • Период выполнения с указанием момента начала и окончания.
  • исполнитель не является плательщиком налога;
  • Порядковый номер для отражения в бухгалтерских регистрах учёта.
  • Реквизиты заключённого договора, согласно условиям которого выполняются договорные обязательства.
  • операция льготируемая и относится к необлагаемым НДС;
  • Реквизиты сторон, включающие полное наименование согласно учредительным документам.
  • Подписи и печати участников.

    Акт выполненных работ для физических лиц не требует оттиска печати, поскольку печать не предусматривается для граждан при вступлении в гражданско-правовые сделки.

Скачайте бланки: В формате Ворд:

(35,0 KiB, 11 934 hits); в формате Эксель

(11,1 KiB, 5 326 hits) Если заказчик уклоняется от подписания двухстороннего документа, то выходом для исполнителя является односторонний АВР, предусмотренный п.4 статьи 753 ГК РФ. Целесообразно составить приложение к акту выполненных работ с указанием отсутствия претензий со стороны заказчика в течение определённого периода, и отразить перечень материальных затрат. Это может послужить доказательством исполнения обязательств в суде.

Скачайте образец: (37,0 KiB, 4 233 hits)

Бланк акта выполненных работ — скачать

Оформить бланк акта о принятии выполненных работ можно и от руки, но значительно удобнее сделать это на компьютере или скачать шаблон в Интернете. Ниже будут приведены ссылки на загрузку бланков акта для работы в текстовом редакторе (например, Microsoft Word) или программе для заполнения электронных таблиц (к примеру, Microsoft Excel).

Правовая значимость

Что значит для обеих сторон акт приемки выполненных работ?

Для исполнителя это подтверждение того, что он выполнил по отношению к заказчику взятые на себя обязательства.

По сути, такой документ можно считать подробным отчетом о проделанной работе.

Поэтому в нем должны быть четко отражены:

  1. отсутствие претензий у заказчика.
  2. их общая стоимость;
  3. сроки выполнения (начальный и конечный);
  4. все виды произведенных работ;

В тексте акта все эти моменты должны быть последовательно отражены. Отсутствие одного из перечисленных показателей может привести к тому, что документ в целом будет признан недействительным.Для заказчика акт приемки выполненных работ – это официальное подтверждение запланированных расходов.

После подписания такого документа он может смело перечислять исполнителю указанную сумму.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+