Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданство - Этапы выбора гражданства в рф

Этапы выбора гражданства в рф

Права людей


Если человек был признан подданным государства из-за территориальных изменений и сделанного в соответствии с этим выбора, он будет обладать теми же правами и свободами, которыми обладают другие люди, обладающие соответствующим статусом.

При этом способ его получения во внимание не принимается.

Некоторые лица имеют статусы мультипатрид или бипатрид. Их присутствие не позволяет занимать руководящие должности во властной структуре, осуществлять деятельность в СМИ или служить в армии.

В остальном ограничения не накладываются. Присутствие дополнительного гражданства в некоторых странах может наделить преимуществом. Поэтому эксперты рекомендуют внимательно взвешивать все преимущества и недостатки подобного статуса.

Основания и порядок приобретения гражданства в РФ

Стр 4 из 9Гражданство Российской Федерации приобретается: 1) в результате его признания; 2) по рождению; 3) в порядке его регистрации; 4) в результате приема в гражданство; 5) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; 6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; 7) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

1. Приобретение гражданства в результате признания (ст. 13 Закона о гражданстве). Гражданами Российской Федерации признаются: 1) все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации; 2) лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации.

Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения. 2. Приобретение гражданства по рождению — «филиация» (ст.

14-17 Закона о гражданстве). В мировой практике существует два основных способа приобретения гражданства по рождению: на основе принципов «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей.

Российское законодательство о гражданстве сочетает эти два принципа, хотя доминирующим является принцип «права крови»: 1) ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения; 2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка, независимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей.

При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства. Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации: 1) родители которых неизвестны; 2) родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации: 1) родители которых неизвестны; 2) родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

3. Приобретение гражданства в порядке регистрации(ст.

18 Закона о гражданстве). В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают: 1) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; 2) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но они приобрели иное гражданство по рождению — в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; 3) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации — в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; 4) лица без гражданства, на день вступления в силу Закона о гражданстве постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; 5) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; 6) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г.

заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Необходимо отметить, что данное положение Закона о гражданстве Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. * признано не соответствующим Конституции РФ в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые отвечают в совокупности следующим требованиям: — родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; — являлись гражданами бывшего СССР; — не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; — выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; — не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР; — впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

4. Прием в гражданство — «натурализация» (ст.

19 Закона о гражданстве). Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации.

В качестве условия приема в граждаство Российская Федерация требует постоянного проживания на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства всего 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое. Закон о гражданстве (п. 3 ст.

19) содержит перечень обстоятельств,которые облегчают прием в гражданствопосредством сокращения установленных сроков проживания, вплоть до их полного снятия.

К ним относятся: 1) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; 2) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации; 3) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; 4) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; 5) получение убежища на территории Российской Федерации; 6) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению.
К ним относятся: 1) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; 2) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации; 3) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; 4) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; 5) получение убежища на территории Российской Федерации; 6) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению.

Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, которые: 1) выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; 2) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации; 3) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации. 5. Восстановление в гражданстве (ст. 20 Закона о гражданстве). Закон о гражданстве предусматривает несколько форм восстановления в гражданстве: в порядке регистрации; в результате признания факта восстановления в гражданстве; по ходатайству лица.

В порядке регистрации в гражданстве Российской федерации восстанавливаются: 1) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; 2) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей — в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

В результате признания факта восстановления гражданство Российской Федерации приобретают бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления. Лицо, ранее состоявшее в гражданстве Российской Федерации, но которое не имеет оснований для восстановления в гражданстве в первых двух формах, приобретает гражданство Российской Федерации но ходатайству о восстановлении. 6. Выбор гражданства — «оптация» (ст.

21 Закона о гражданстве). При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.

7. Иные основания приобретения гражданства. К таким основаниям Закон о гражданстве относит усыновление, опекунство, институт почетного гражданства (например, согласно п.

2 ст. 29 Закона о гражданстве ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его гражданином Российской Федерации или супругами — гражданами Российской Федерации, становится гражданином Российской Федерации).

Стр 4 из 9 не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права

Гражданство РФ в общем порядке

Дееспособный иностранный гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право подать заявление о приёме в гражданство РФ в общем порядке, в случае если им были соблюдены следующие условия:

  • Владеет русским языком (подтверждается документом об образовании или сертификатом, о прохождении специального тестирования).
  • Обратился в полномочный орган иностранного государства, с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства (отказ от гражданства не требуется, если это предусмотрено законодательством РФ).
  • Проживает на территории России (со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ) непрерывно в течение 5 лет, (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст.13 ФЗ № 62). Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение 1-го года.
  • Обязуется соблюдать и законодательство Российской Федерации.
  • Имеет законный источник денежных средств, достаточный для существования (подтверждается справкой о доходах, выпиской из банка (в случае наличия вклада) и т.д.).

Перечень оснований и порядок приобретения гражданства РФ

Возможность приобретения и прекращения гражданства РФ установлена ФЗ № 62.

В силу ст. 11 ФЗ № 62 гражданство РФ можно приобрести:

  1. посредством процедуры оформления и подачи документов в МВД РФ, консульство или дипломатическое представительство, опираясь на перечень оснований получения гражданства РФ, которые предусмотрены законодательством или международными договорами (общий и упрощенный порядок). Подробно об этом процессе мы писали в статье ««.
  2. воспользовавшись процедурой восстановления;
  3. по факту рождения;

К иным основаниям приобретения гражданства РФ относятся:

  1. получение российского гражданства ребенком, чьи родители также приобретают подданство.

    Основание действует в соответствии со ст. 25 ФЗ № 62.

  2. принятие гражданства вследствие изменения территориальных границ государства, в силу ст.

    17 ФЗ № 62, в которой сказано, что лица, которые проживают на территории, чья государственная принадлежность изменена, могут выбрать необходимое для них подданство в порядке и сроки, установленными определенными международными договорами РФ;

Гражданство РФ в упрощенном порядке

При получении гражданства РФ в упрощенном порядке обычно не требуется ВНЖ.

В случаях, когда он все-таки нужен, требуемый срок проживания в России сокращается с 5 лет до года или 3 лет. Это зависит от того, кто претендует на российское гражданство.Документы рассматривает МВД в течение 3—6 месяцев.

Три месяца — если документы подает:

  • Человек, который родился и постоянно проживал в Крыму или Севастополе, но уехал оттуда до 18 марта 2014 года.
  • Носитель русского языка.
  • Житель отдельных районов Донецкой или Луганской области Украины.
  • Гражданин Беларуси, Казахстана или Киргизии.

Для всех остальных — 6 месяцев.Новый закон об упрощенном получении гражданства — это об определении в гуманитарных целях категорий людей, которые имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Согласно указу, на это имеют право жители отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Срок рассмотрения их заявления — до 3 месяцев.Кто может получить гражданство РФ в упрощенном порядке.

могут получить взрослые иностранцы, их дети и нетрудоспособные или недееспособные взрослые, например пенсионеры и инвалиды.На гражданство РФ в упрощенном порядке имеют право взрослые иностранцы, если они:

  • Дети, супруги или родители перечисленных в 16—19 пунктах иностранцев.
  • Имеют совершеннолетнего, но нетрудоспособного ребенка, а второй родитель — гражданин РФ умер, признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в них.
  • Нетрудоспособны и имеют совершеннолетнего трудоспособного ребенка с российским гражданством.
  • Ветераны ВОВ, бывшие граждане СССР, которые сейчас живут в России.
  • Получили профессиональное образование после 1 июля 2002 года и официально работают в России 3 года или дольше.
  • Жители отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины.
  • Имеют гражданство Афганистана, Ирака, Йеменской или Сирийской Арабской Республики, родились в РСФСР и в прошлом были гражданами СССР.
  • Нетрудоспособны, переехали в Россию из страны бывшего Союза и зарегистрировались по месту жительства до 1 июля 2002 года.
  • Состоят в браке с гражданином РФ 3 года или дольше.
  • Родились и постоянно проживали в Крыму или Севастополе, но покинули Крым до 18 марта 2014 года.
  • Имеют хотя бы одного родителя, который живет в России и имеет российское гражданство.
  • Официально работают в России по профессии специалистов не менее одного года.
  • Имеют ребенка, который живет в России и имеет российское гражданство, но второй родитель — гражданин РФ умер, признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в них.
  • Участвуют
  • Были незаконно депортированы из Крымской АССР — они сами или их родственники.
  • Постоянно проживают в РФ и признаны носителями русского языка.
  • Бывшие граждане СССР, которые жили или живут в бывшей республике Советского Союза, но не получили в ней гражданства и поэтому не имеют его вообще.
  • Жили в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 апреля 2014 года и 27 апреля 2014 года соответственно и имеют один из документов: РВП, ВНЖ, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища, свидетельство участника госпрограммы переселения.
  • Работают в России в статусе ИП 3 года или дольше.
  • Родились в РСФСР и имели гражданство СССР.
  • Владеют долей в уставном капитале российского юрлица не меньше 10% в течение 3 лет или дольше. При этом размер уставного капитала юрлица должен быть 100 млн рублей или больше.

оформляют детям и недееспособным взрослым, если:

  • гражданин РФ взял ребенка под опеку или оформил над ним или недееспособным взрослым попечительство;
  • ребенок или недееспособный взрослый находится в специальной российской организации для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинской или оказывающей социальные услуги организации.
  • один из родителей или единственный родитель ребенка — гражданин РФ;

Гражданство в упрощенном порядке могут получить граждане Беларуси, Казахстана и Кыргызской Республики, если заявитель соответствует одному из условий:

  • был гражданином Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно бывшего СССР;
  • родился или жил в РСФСР до 21 декабря 1991 года;
  • в РФ у него есть близкие родственники с российским гражданством: супруг или супруга, один из родителей, ребенок, сестра или брат, дедушка или бабушка, внук или внучка.

Госпошлина на получение гражданства РФ в упрощенном порядке такая же, как и при оформлении гражданства в общем порядке: 3500 Р.

Законодательное регулирование процедуры получения гражданства РФ и проблемы его правоприменения

 Анализ международных актов и национальных законодательств ряда государств показывает, что каждое государство в первую очередь защищает права своего гражданина.

Объясняется это тем, что только гражданин является субъектом отношений гражданства, в которых государство выступает гарантом реализации прав и исполнения обязанностей гражданами.

Возникновение отношений гражданства предоставляющих большие возможности как для гражданина, так и для государства стимулирует уменьшение удельной доли апатридов в мире. Нередки ситуации, когда гражданин приобретает гражданство государства в последующем, после своего рождения. Чтобы установить способность лица состоять в отношениях с государством, закрепляются многочисленные сложные процедуры, прохождение которых служит основанием для предоставления человеку гражданства.

Чтобы установить способность лица состоять в отношениях с государством, закрепляются многочисленные сложные процедуры, прохождение которых служит основанием для предоставления человеку гражданства.

В этой работе представляется необходимым проанализировать основы законодательства о гражданстве, существующую процедуру приобретения гражданства в РФ и обратить внимание на существующие проблемы в этой области.

Институт гражданства вводится в Российское законодательство ст.6 Конституции РФ, которая учреждает статус гражданина РФ.

В статье закреплены основы гражданства Российской Федерации. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина.

С гражданством связаны самые существенные элементы правового положения личности — объем и содержание прав, свобод, обязанностей. Статья 6 Конституции РФ также содержит фундаментальные принципы гражданства в РФ: ‒ Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. ‒ Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Абсолютно ключевым актом, регулирующим отношения гражданства в РФ, является Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Он устанавливает основные принципы института, закрепляет порядок рассмотрения вопросов о гражданстве РФ, содействует тому, чтобы упорядочить порядок получения гражданства и отрегулировать процедуру оформления документов, иными словами, сделать этот процесс прозрачным и четким. Также закон ориентирует, что под гражданством в РФ следует понимать устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Статус гражданина обеспечивает исполнимость положений Конституции в части основных прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что перечень прав гражданина шире, нежели набор прав человека. Являясь гражданином конкретного государства, человек может рассчитывать на социальную поддержку себя и членов своей семьи, на защиту, на обеспечение прав на труд, свободу и равноправие членов общества.

Однако и сам гражданин приобретает ряд обязанностей по отношению к государству, одними из которых являются соблюдение законов государства, реагировать на требования власти по отношению к гражданам и выполнять свой гражданский долг.

Правовая устойчивая связь имеет и политический оттенок связанный с участием граждан в формировании выборных органов государственной власти и в принятии решений по вопросам, вынесенным на референдум. В свою очередь государство обеспечивает возможность и право на образование, получение медицинской помощи, социальные гарантии, выплаты и поддержку граждан.
В свою очередь государство обеспечивает возможность и право на образование, получение медицинской помощи, социальные гарантии, выплаты и поддержку граждан. Связь гражданина и государства, как правило, двусторонняя.

Государство гарантирует права и свободы, прописанные в Конституции, защищает граждан и их собственность от незаконных действий, и насилия, а своим гражданам, находящимся за рубежом, оказывает покровительство.

Гражданин со своей стороны обязан соблюдать государственные законы, содействовать укреплению государства и повышению его авторитета. Закон ориентирует на исчерпывающий перечень оснований приобретения гражданства.

В то же время остается отсылка на возможность установления дополнительных оснований международными правовыми актами. В частности, ст. 11 Закона приводит следующие основания: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданства по рождению в доктрине и на практике принято называть филиацией.

Как правило, каждое государство рассматривает филиацию как основной способ приобретения гражданства. Выделяется приобретение гражданства по «праву крови», когда гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от государства рождения, и по «праву почвы», когда ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился. Большинство государств предусматривают оба способа приобретения гражданства.

Процедура вступления в гражданства по желанию именуется натурализацией. Данная процедура регулируется законодательством страны и, как правило, сопровождается рядом весьма строгих условий, например, знание языка и истории государства, законный источник доходов и жилье, срок проживания на территории государства.

В ситуации, когда территория переходит под юрисдикцию государства, гражданам предоставляется возможность получить гражданство этого государства. Такая процедура в конституционном и международном праве определяется как оптация. Гражданам предоставляется право сделать выбор, либо остаться в прежнем гражданстве, либо путем подачи заявления в государственные органы о вступлении в гражданство.

В случае выбора оптантом прежнего гражданство, то ему предлагается переселиться на территорию государства гражданства.

При этом его имущественные права, в том числе право собственности остаются неприкосновенными. Содержание права оптации, порядок, сроки вступления в гражданство определяется международным договором, которым регулируется право.

Право оптации может быть предусмотрено в международных договорах, регулирующих переход территории от одного государства к другому (распространение нового гражданства на население территории, переходящей к новому государству, сочетается с предоставлением права оптации в пользу гражданства старого государства), а также в соглашениях между государствами об урегулировании вопроса о лицах с двойным гражданством.

Оптация может предоставляться и в одностороннем порядке. В широком смысле оптация означает право выбора гражданства по любой причине.

Репатриация — это возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся в силу различных обстоятельств на территории других государств. Обычно репатриация осуществляется на основе международных договоров.

Иногда под репатриацией называется возвращение на «историческую» родину лиц определённой национальности. Трансферт — это переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации Основным правовым документом, регулирующим порядок рассмотрения вопросов гражданства, является Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.

№ 1325

«Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

. Настоящим Положением, принятым в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» устанавливаются: ‒ порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; ‒ порядок принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации. Порядок оформления и подачи документов Первой предпосылкой для будущего вступления в гражданство является получение разрешения на временное проживание.

Миграционное законодательство РФ относит рассмотрение вопросов выдачи РВП в компетенцию органов федеральной миграционной службы. Существует определённый перечень документов и условий служащих основанием для предоставления иностранцу или лицу без гражданства РВП. Однако общий порядок знает и исключения.

Они содержаться в международном законодательстве, которое согласно ст.15 Конституции имеет большую юридическую силу, чем закон РФ.

Так в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Беларусью (вступило в действие в феврале 2009 года) об обеспечении граждан обоих государств равными правами в передвижении и выборе места жительства граждане Белоруссии освобождены от процедуры запрашивания РВП, а значит для них не требуется соблюдения определенных условий, предусмотренных международным законодательством РФ.

Такие же режимы предусмотрены и для граждан Киргизии и Казахстана.

В последующем лицу претендующему на гражданство РФ необходимо получить вид на жительство. Особенностью вида на жительства по сравнению с РВП является обязательная постоянная прописка. При РВП постоянная прописка не требуется.

И только после прохождения перечисленных процедур лицо имеет право подать документы в органы ФМС по месту жительства для получения гражданства РФ.

Стоит отметить, что не все лица могут вступить в гражданство, а только те у которых имеется на то законное основание. Например, это могут быть: вы родились на территории РФ; вы состоите в браке с гражданином РФ; вы нетрудоспособны, а ваши совершеннолетние дочь или сын дееспособны и являются гражданами РФ; ваши родители недееспособны и являются гражданами РФ; у вас ребенок — гражданин РФ. Здесь приведены не все ситуации, в которых иностранец имеет законное основание претендовать на гражданство.

Иначе бы, для получения гражданства РФ требовалась только воля и желание подателя заявление в ФМС, что приводило бы к миграционному хаосу на территории страны. Сама процедура отличается жесткостью и сложностью.

Каждый факт, лежащий в основании права на получения гражданства необходимо удостоверить строго определенным документом с многочисленными реквизитами.

Любое отступление от предписанных форм может привести к отказу в предоставлении гражданства и значительному увеличению сроков его получения.

Отсутствие единственного документа является свидетельством того, что лицо не может получить гражданство РФ. Однако существующая жесткая процедура во многом оправдана. Ведь не только гражданин осуществляет волеизъявление путем подачи заявления в государственные органы, но и государство принимает решение, вступать в отношения гражданства с тем или иным лицом или отказать ему.

Для гражданина всегда существует льгота одностороннего отказа в будущем от гражданства РФ.

Государство же не имеет такого выхода из отношений и обязуется в любом случае материально поддерживать, заботиться и защищать своего гражданина. Изучая миграционное законодательство можно заметить, что существует множество порядков получения гражданства РФ. Каждый порядок является особенным, имеет свое регулирование и требования для вступления в гражданство.

Целесообразным было бы разделение порядков на общий и упрощенные. Общий порядок не предусматривает никаких льгот, а содержит жесткие требования демонстрирующий вовлеченность лица в жизнь российского общества: язык, проживание на территории России, стабильный заработок, соблюдение законодательства РФ. Упрощенные порядки содержат определённые льготы, подтверждающие либо происхождение лица от граждан СССР или России, определённый интерес государства в этом лице и т.

д. Прекращение гражданства Российской Федерации В соответствии со ст.18 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации прекращается: 1) вследствие выхода из гражданства; 2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство; 3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; 4) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

1. Выход из гражданства (ст. 23 Закона о гражданстве) — это его утрата лицом по собственному волеизъявлению. 1. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами: 1) по ходатайству гражданина; 2) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.

Закон о гражданстве установил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства: 1) если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации (п. 2 ст. 23 Закона о гражданстве), ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено; 2) выход из гражданства Российской Федерации не допускается (п.

3 ст. 23 Закона о гражданстве): ‒ после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; ‒ если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

2. Отмена решения о приеме в гражданство (ст.

24 Закона о гражданстве) — единственный случай возможного прекращения гражданства Российской Федерации без волеизъявления самого лица. Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов.

Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема.

3. Выбор гражданства — «оптация» (ст.

21 Закона о гражданстве). Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин Российской Федерации при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

4. Иные основания прекращения гражданства.

К таким основаниям Закон о гражданстве относит, например, прекращение гражданства Российской Федерации у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное гражданство (ч. 1 ст. 26 закона о гражданстве).

Что изменилось в новом законе «О гражданстве»:

  • Пятилетний срок жизни в России, необходимый для получения гражданства, может быть уменьшен до года для тех, кто состоит в браке с гражданином России не менее трех лет или если его совершеннолетние дети — граждане России. Раньше гражданство давалось сразу после заключения брака с гражданином России или после усыновления ребенка — гражданина России.
  • Предусматривается строгая процедура подтверждения знания заявителем русского языка. Для этого в будущем планируется принятие специального акта, который будет регулировать порядок проведения соответствующего экзамена.
  • Теперь срок начала проживания отчитывается с момента получения вида на жительства. Срок прибытия лица на территорию РФ сейчас не является юридически значимым.
  • Обязательный срок проживания лица на территории РФ увеличен с 3 до 5. Только прожив пять лет на территории РФ лицо получит возможность обратиться с заявлением о получении гражданства в компетентные органы

Заключение Проведенный нами анализ существующих правовых норм, регулирующих процедуру принятия гражданства РФ, показал, что наряду с четко разработанными правилами существуют существенные спорные моменты. Это волнует множество людей. По данным «Известий» (на 2002 г.), «всего за последние семь лет российское гражданство и паспорт получили: в Азербайджане — почти 160 тысяч человек, в Армении — 114,5 тысячи, в Грузии — 179 тысяч, в Казахстане — 916 тысяч, в Киргизии — 131 тысяча, на Украине — 543 тысячи. Тенденции к резкому сокращению числа желающих получить российское гражданство не наблюдается».

Много вопросов существует у граждан, нуждающихся в получении получить российское гражданство.

Много проблем у военнослужащих, проходивших или проходящих военную службу за пределами РФ, и членов их семей по поводу документирования их паспортами гражданина РФ. Кроме того, на сегодняшний момент до конца остается неясной ситуация с рядом международных договоров, заключенных РФ. Есть все основания для совершенствования законодательства в этой сфере.

Литература:

  • Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. — 5-е изд. — М.: Проспект, 2014. — 592 с.;
  • Гессен В. М. Подданство, его установление и прекращение. Т. 1. — 5-е изд. — СПб.: Тип. Правда, 1909. — 448 с.;
  • Дурденевский В. Н. Закон о гражданстве Союза Советских социалистических Республик // Проблемы социалистического права. — М, 1938. — 51 с.
  • Федеральный закон от 31 мая 2002 г «О гражданстве Российской Федерации»;
  • Прудников А. С. Авсеенко В. И. Конституционное право России. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 767 с.;
  • Указ Президента РФ «О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»;
  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// «Российская газета» 2009 год, 21 января;
  • Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. — 5-е изд. — М.: ИНФРА, 1996. — 304 с.;
  • Федеральный закон от 11.11.2003 № 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»;
  • Бархатова Е. Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. — 3-е изд. — М.: Проспект, 2009. — 480 с.;

Категории физических лиц, имеющих право проживать на территории РФ

а) граждане государства — лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства; б) иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства; в) лица без гражданства (апатриды) — лица, не являющиеся гражданами данного государства и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. Апатриды — лица без гражданства. Бипатриды — лица, имеющие двойное гражданство.

Прием в гражданство РФ в упрощенном по­рядке

Ст. 14 закона устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратить­ся с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке и без проживания в течение пяти лет, ес­ли они:

  • имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;
  • являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;
  • осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

    При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

  • получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;
  • имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Приобретение гражданства

Ребенок, усыновленный (удочеренный) российским гражданином или супругами, являющимися российскими гражданами, или супругами, один из которых — российский гражданин, а другой — лицо без гражданства, приобретает российское гражданство со дня усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя — российского гражданина.

Требования пятилетнего ценза оседлости, наличия законного источника существования, владения русским языком не являются обязательными в случае приема в российское гражданство лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией. Названными заслугами являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности России, другие заслуги, способствовавшие повышению се международного престижа. Прием в гражданство указанных лиц осуществляется при наличии их волеизъявления, а также обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации.

Для несовершеннолетних

Согласно нормам права, если родители или опекуны несовершеннолетнего ребенка решают стать гражданами другой страны, то он автоматически следует за ними. Но это только до тех пор, пока он не достигнет возраста в 14 лет.

Потом придется брать его письменное согласие на выбор иного гражданства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Содержание:1 Общая информация о двойном гражданстве1.1 Правовое регулирование1.2 Страны, разрешающие двойное гражданство с Россией1.3 Содержание:1 Апатриды и бипатриды (биполиды): как определяется статус в российском и международном законодательстве?2 Как Содержание:1 Понятие гражданства2 Основные принципы3 Закон о гражданстве3.1 Основания приобретения гражданства: Видео3.2 Двойное гражданство3.3 Содержание:1 Определение понятия2 Как попасть под программу3 Восстановление гражданства РФ для гражданина РФ: Видео4 © 2020 Migrant.guru Этот сайт использует cookie для хранения данных.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+